Ар деко
Ар деко стиль, покоривший мир в 20-30-е годы прошлого века и ПОЛУЧИВШИЙ свое название в честь Парижской выставки современных декоративных искусств в 1923 ГОДА, популярен и сегодня. Его можно охарактеризовать как «геометрию без аскетизма». В дизайне светильников активно используются различные геометрические фигуры (крут, полукруг, шар, куб, квадрат, восьмиугольник), причем как в формообразовании, так и в декоре. Светильники этого стиля прекрасно подходят для интерьеров, где необходима пышность и репрезентативность, - роскошных отелей, баров и ресторанов, частных особняков.
Ар нуво
Ар нуво, или модерн, - одно из самых ярких и самобытных направлений в искусстве, родившееся сто лет назад, на рубеже веков, - просуществовав недолго, до сих пор служит источником вдохновения для дизайнеров. Светильники играли одну из ведущих ролей в интерьерах модерна. Плавные изогнутые линии, растительные мотивы, материалы с богатыми декоративными возможностями - натуральный камень, металл, цветное стекло наполняли предметы дизайна тайным смыслом. Вещь в стиле модерн - не просто вещь, а символ. Дорогие эксклюзивные материалы - ценные породы древесины, натуральная кожа, мрамор, различные инкрустации, вплоть до полудрагоценных камней, - превращают каждый светильник в настоящее произведение искусства и создают особую атмосферу изысканности и неги. А в сказочных и исторических мотивах угадываются сложные пере плетения идей и образов. И конечно, любой декоративный элемент модерна - это «штучная», индивидуальная авторская работа, а не предмет массового производства. Сегодня светильники в стилистике модерна создаются с использованием современных технологий и материалов, но, тем не менее, несут в себе отпечаток настроений той эпохи. Словно сошедшие с гравюр Бердслея, светильники- цветы колышутся на тонких изящных ножках, нишами или экзотическими бабочками взлетают к потолку, диковинными химерами стелются у ног. Благородная - «патина» покрывает их искусственно состаренные металлические детали, а абажуры из цветного стекла приглушают свет, заставляя его мягко струиться по комнате.
Бионика
Направление, родившееся в 70-х юлах XX века, не теряет своей популярности благодаря широкой палитре настроений - от холодной рациональности футуристических прогнозов до откровенной насмешки над «правильными» интерьерами. Источник вдохновения для бионики - природа. Она настолько мудра, что придумала множество идеальных форм и конструкций. Человеку остается только, наблюдая, копировать, их. структура пчелиных сот, спиралевидная морская раковина, анатомическое строение насекомых - готовые модели, которые можно использовать где угодно, в том числе и в интерьере. Светильники легко трансформируются в осьминогов и медуз, превращая комнату в подводное царство. Решение на грани китча - множество светящихся «мух», вьющихся пол потолком. Радует лишь то, что ими можно управлять. Достаточно повернуть выключатель.
Деконструктивизм
Стиль, который подойдет для почитателей фильма "Матрица" и виртуальной реальности. Он отрицает законы земного притяжения и привычные представления о пространстве. Свет - один из излюбленных «подручных материалов» этого стиля. Потому что именно свет способен создавать великолепные оптические иллюзии. Хрестоматийный пример светильника в стиле деконструктивизма - светящаяся колонна, подвешенная к потолку и не доходящая до уровня пола, словно парящая над ним вопреки законам гравитации. Цветность света может быть самой разнообразной. От привычного для человеческою глаза жёлто- белого спектра до ярких неоновых оттенков. Специальные эффекты, всевозможные проекции изображении, раздвигающие границы времени и пространства, также прекрасно дополняют идею деконструктивизма. Девиз стиля: реальности не существует.
Ирония
В конце XX века интерьеры перестали быть серьезными. Наверное, потому, что изобрести новый стиль, никоим образом не повторяющий то, что уже было, невероятно сложно, а копировать, хорошо забытое стapoe - просто скучно. А вот посмеяться над этим «хорошо забытым старым» - почему бы и нет? Титул короля юмора в мире дизайна вполне можно было бы присвоить Филиппу Старку. Спроектированные им веши, улыбающиеся своим владельцам, оказались очень востребованными. Потому что, как известно, смех помотает нам жить, а юмор помогает нам выжить. Сегодня у Старка появилось множество последователей, а его идеи насквозь пронизывают мир дизайна. Светильники - благодатная почва для подобных экспериментов. Летающая тарелка с инопланетянами, зависшая пол потолком, кокетливая пластиковая дама в неглиже, светящийся череп - юмор дизайнеров может быть как «белым», так и «черным», держаться в рамках приличий или легко выходить, за них. Даже краткое пребывание в помещении с таким светильником даёт возможность почувствовать себя ребёнком или как минимум хулиганом.
Колониальный стиль
У него нет точного определения. Иногда его еще называют этническим. Первый пик его популярности пришёлся на 60-70-е годы XIX века, эпоху колониальных завоевании, когда в Европу из британских, голландских и прочих протекторатов хлынул поток декоративных предметов, относящихся к «примитивным» культурам. Чем так покорили европейцев африканские статуэтки, малайзийская ротанговая мебель, китайские бумажные фонарики? Наверное, не только экзотичностью происхождения, но и необыкновенным обаянием мира, где человечество хранит воспоминания о своём детстве, своей наивностью и рукотворностью. Интерес к колониальным предметам интерьера то угасает, то вспыхивает вновь. Очередная волна этнического бума про катилась по Европе и Америке в эпоху хиппи, а затем пошла на спад. Сегодня мы снова видим рост популярности колониальной экзотики, но она уже приобретает черты респектабельности. Что касается светильников, то забавно наблюдать, как современные технологии подстраиваются под этнические каноны. Возможно, многие готовы превратить свое жилище в стильную хижину африканскою вождя, но вряд ли кто-нибудь согласится коротать вечера при скудном свете чадящего масляного фитиля в глиняном горшке. Поэтому этническая стилизация светильников в основном затрагивает только форму и декор, светящаяся маска колдуна, абажур в виде глиняных черепков или плетёной посуды готовы примирить новые технологии с древней сутью: свет сопровождал человека с самых давних времен, задолго до того, как появилось нечто, называемое «цивилизацией»
Светлана КОНОНОВА
(продолжение следует)
Журнал «Иллюминатор»
myHouse.ru »2011-3-16 16:11