Хотя Инго Маурер родом из Германии (родился в 1932 г. на острове Райхенау), все почему-то воспринимают его как итальянца. "Ты почему-то не похож на немца. От твоих проектов веет теплом Италии". По собственному признанию Маурера, в Германии ему немного трудно жить. Это страна больших возможностей, но со своим тяжелым "нордическим" характером. Мауреру же свойственна легкость, потому он с удовольствием ищет всякую возможность поехать в Италию, более созвучную его духу.
Впрочем, Инго не согласен с распространенным утверждением об итальянском происхождении дизайна. По его убеждению, суть этого искусства в креативности, созидательности, поэтому оно родилось много лет назад почти одновременно в разных уголках планеты, - ведь в любой стране всегда есть созидающие люди.
И для этого, как выясняется, не всегда обязательно специальное образование. Сам Маурер - дизайнер, известный всему миру, - нигде не учился ни архитектуре, ни дизайну. Постигая основы типографского мастерства и графики, он все больше влюблялся в дело, которое стало в дальнейшем главным смыслом его жизни. Маурер называет это искусством Созидания Света.
Если быть более прозаичным, его главная специализация - светильники. Концепция Маурера - создавать не осветительные приборы, а освещение, решать пространство с помощью света. В его работах на первый план выходит необычность художественных решений и используемых материалов и технологическая сложность исполнения.
На изготовление каждого светильника Маурер тратит от 4 до 10 недель. Обладать подобной вещью так же приятно, как чувствовать себя владельцем редкой картины, несерийного ювелирного украшения или сложных швейцарских часов ручной работы.
Как ни удивительно, один из самых известных людей в мире дизайна - Инго Маурер. Сейчас, в свои 68 лет, он бодр и полон энергии. Нельзя сказать, что Инго весельчак, но из его глаз всегда струится теплая, мягкая радость.
Живет он удивительно скромно. В доме дизайнера нет купленных светильников - это всегда прототипы его собственных работ, и потому свет в доме часто меняется. В быту художник тоже довольно оригинален, предпочитая спать на огромном матрасе, постеленном прямо на полу. Он равнодушен ко всяким декоративным безделушкам, которыми люди обычно украшают свои жилища. В доме, конечно, есть интересные вещи, но в целом он похож на вигвам.
Его студия в Мюнхене - как магнит, притягивает инженеров, дизайнеров, художников. Те, кого восхищают работы Инго Маурера, стекаются отовсюду - из Америки, Италии. Двери студии открыты даже для тех, кто нигде ничему специально не учился, но обладает талантом и любит свое дело.
Для Инго очень важно работать с одним коллективом на протяжении многих лет, потому что, как он считает, для совместного творчества нужен постоянный диалог. "Люди, - говорит Маурер, - это самая важная составляющая часть моей жизни".
Инго Маурер никогда не задумывается над тем, что он создает в данный момент - светильники, произведения искусства или образцы высоких технологий. Он не склонен анализировать свою работу, ему важно то, что происходит на подсознательном уровне. Естественно, что итогом работы становится некий сплав эстетики, технологии, дизайна. Ему все равно, что скажут потом о его работе. Главное - иметь простор для воображения.
Маурер не только создаёт осветительные приборы, но и участвует в создании настоящих "световых симфоний" в интерьерах зданий, на выставках, на показах модных коллекций. Мэтры высокой моды часто просят "герра Инго" создать атмосферу праздника для дефиле, - и дизайнер, тонко чувствующий природу радостного настроения, с удовольствием берется за эту работу.
Во время Кельнской международной мебельной ярмарки Инго Маурер обязательно устраивает какую-нибудь инсталляцию или шоу, привлекая к участию своих коллег и друзей, в частности, Рона Арада и Филиппа Старка. Он делает это не в коммерческих целях, -- Маурер хочет разделить свою радость со всеми.
В этом, конечно, есть определенный риск. Ведь дизайнер существует не сам по себе - в его компании работает около 70 человек, и всем нужно платить зарплату. К счастью, светильники и проекты Маурера пользуются огромным спросом во всем мире. Не так давно он спроектировал станцию метро в Мюнхене, где сам живет, сейчас работает над еще одним подобным проектом.
С легкой руки Инго Маурера, еще в 1966 году выпустившего знаменитый светильник "Bulp", в гипертрофированном варианте повторяющий электрическую лампочку Эдисона, импровизировать на эту тему стало модным. В Кельне кто-то даже придумал "склеить" абажур из десятка электрических лампочек.
Тот же Инго Маурер счел возможным еще раз показать светильник "Holonzki", в котором, благодаря голограмме, лампочка Эдисона то появляется, то исчезает, в зависимости от угла зрения. "BiBiBiBi" настольная лампа, похожая на страусенка, новаторская светильник-удочка "Max", "Mover" и "LED Prototype" со светящейся панелью из 486 (!) галогенных лампочек вот приблизительное описание экспозиции Маурера, которую можно назвать "Избранное".
Хочется сказать еще об одном необычайно простом и вместе с тем гениальном "светящемся объекте" - крылатой (!) лампочке. Вместо того чтобы в очередной раз "одеть" лампочку, дизайнер "раздел" ее, освободив тем самым от гнета формальной эстетики и условностей, воспевая свет и наделяя ее крыльями. И окрыленная свободой лампочка - само олицетворение света - легкой птичкой парит над обыденностью. Помните обещание старого фотографа "Сейчас вылетит птичка!"? Действительно, птичка вылетает - свободной вспышкой света.
Последнее время Маурер был особенно увлечен созданием светильников с использованием рисовой бумаги. Он чувствует материал, как, может быть, никто другой. Маурера всегда интересовало японское искусство и, в частности, творчество Исаму Ногучи, чьи идеи и образы построены на "акари" – искусстве изготовления бумажных фонарей. Вместе с одним из своих соавторов - Дагмар Момбах Инго удалось изобрести новую технологию обработки бумаги, - так родилась коллекция светильников MaMoNouchies (от фамилий Маурер, Момбах, Ногучи). Сам Маурер не называет их светильниками. Для мастера - это загадочное племя духов света.
Смысловым центром интерьера, выполненного в азиатском стиле, может стать "Наnа I" (в переводе с японского "цветок"), подвес Инго Маурера, сделанный из традиционных японских бумажных вееров ичива. В них удивительным образом сочетается японская эстетика и европейская технология, а свет, проходящий через них, запоминает таинственное свечение бумажных фонари ков С бумагой васи с удовольствием работают и японские дизайнеры - ее часто используют Исаму Ногучи и Хироши Моришима.
Свет только кажется однообразным - вывел столетия назад Ньютон. Свет не должен казаться однообразным - продолжает нам доказывать нам Инго Маурер.
Источник: www.interior.com.ua
myHouse.ru »2011-3-16 15:20