В большинстве помещений главным источником света издавна стали подвешенные к потолку светильники, которые чаще всего называют люстрами (от франц. lustrare - освещать). Роль люстр - сиять, поэтому люстры было принято оснащать гирляндами хрустальных граненых подвесок, преломляющих и умножающих световые потоки. Хрустальные люстры создают очень сильное и яркое освещение, а значит, их надо подвешивать высоко, под потолок, чтобы лучи не попадали в глаза. Люстры с подвесками ведут свою родословную из дворцов, и отблеск дворцовой роскоши они сохраняют и поныне; люстры плохо приживаются в небольших помещениях. Интонации ретро, изначально присутствующие в хрустальных люстрах, подсказывают и стиль мебели, манеру ее расстановки, а также подбор драпировок, ваз, картин. В сиянии радужных отсветов текстура, полировка, тон мебели должны быть безупречны. Люстры хорошо сочетаются со старинной или «под старину» мебелью, но с дизайн-стилем они плохо совместимы. Особенно нелепо выглядят хрустальные люстры в офисах и помещениях, обставленных современной мебелью с хромированными деталями. Индустриальный блеск хрома и романтическое сверкание люстр - явления совсем разных миров, они мешают друг другу и по стилю, и по смыслу, и чисто зрительно. Несколько лучше люстры с подвесками чувствуют себя в белых пространствах среди белой мебели - современной или стилизованной под старину. И, конечно, совсем вульгарно выглядят хрустальные люстры в прихожей или на кухне.
Люстры очень «чувствительны» к соседству других светильников, если под потолком расположилась настоящая люстра, все другие светильники в комнате должны быть ей подчинены, как свита королеве: в том же стиле и настроении, но не столь роскошные и размером поменьше. Особенно трудно подобрать настольную лампу, которая сочеталась бы с висячей хрустальной люстрой. Сделать ее тоже хрустальной нельзя, так как отраженные хрустальными гранями лучи будут утомлять глаза во время работы. Не очень уместны хрустальные абажуры и для торшеров и настенных ламп-бра, ведь они обычно располагаются рядом с креслами и диванами, где люди читают, занимаются рукоделием, беседуют. Хрусталь нарушает камерный характер таких уголков. Подвесные хрустальные люстры могут хорошо соседствовать с абажурами из стекла, цветными или бело-молочными. Желательно, чтобы их арматура была выдержана в едином стиле и одинаковом материале. Цвет стеклянных абажуров надо соотнести с палитрой стен, штор, мебельной ткани. Пластиковые и матерчатые абажуры в соседстве с хрусталем выглядят плохо. Только в особо парадных и просторных гостиных хрустальное убранство могут иметь все светильники: и торшеры, и бра. Обычно это гарнитур в едином стиле.
Красота хрусталя очень броская, она обольщает наивные души небогатых людей, на потребу которым выпускают светильники-подделки из оргстекла. Их дешевый шик и бессознательная претенциозность видны, как говорится, за версту. Вообще вещей, в которых недорогие материалы подделываются под «роскошные», следует избегать - разве что материал не «притворяется», а откровенно и артистично играет с нами. И все-таки недорогое, но натуральное - привлекательнее. В обиходе сохранилось немало подвесных ламп, которые когда-то несли свечи, а сейчас переделаны под электричество. В продаже бывают даже специальные лампочки, имитирующие свечи. Каркасы таких люстр чаще всего бронзовые, с какими-нибудь медальонами или растительными мотивами. они хорошо вписываются в интерьеры с налетом старины, но к ним надо очень тактично подбирать маленькие абажурчики, навинчивающиеся вокруг лампочек (если только они не молочно-белые в форме свечей, в этом случае абажурчики не потребуются). Бра и настольные лампы в соседстве с бронзовыми люстрами стилистически должны с ними перекликаться, но могут быть и на деревянной основе.
В последние лет двадцать различные фирмы, специализирующиеся на осветительной арматуре, активно эксплуатируют ностальгическую моду и производят светильники в «фермерском» стиле, в частности, напоминающие керосиновые лампы. Эти вещи очень уютны, они удачно сочетаются с модной нынче плетеной мебелью, фаянсовой посудой и другой утварью «сельского» (кантри) направления, такие светильники хороши в загородном доме, в столовой, детской, кухне, даже в рабочем кабинете; но и они трудно выдерживают соседство мебели дизайн-стиля.
Особую разновидность составляют светильники с подвесными абажурами на жестком стержне, направляющие свет в потолок - «тарелки» и «зонтики». Отраженный от потолка и не утомляющий глаза свет создает мягкую свето-воздушную среду, в которой лица приобретают тонкую выразительность. (Именно в отраженном свете, считал великий знаток красоты Леонардо да Винчи, женские лица выявляют свою прелесть.) Люстры-перевертыши особенно уместны в гостиных и спальнях. Такие светильники делаются из цветного полупрозрачного стекла, пластика, из натянутого на каркас шелка, а также из лозы, соломы, колечек бамбука и т.д. Их нетрудно сделать самим, используя в качестве основы каркас старой люстры, зонт или спортивный обруч. В их декоре могут быть использованы цветные нитки или шнуры, одноцветный или рисунчатый шелк, кружево. При желании можно самим связать обтяжку для подвесного каркаса. Оформленные таким образом лампы хорошо послужат на кухне, в детской комнате, в прихожей, на даче. Конечно, такая абажурная импровизация потребует поддержки - в стиле и цвете штор, посуды, декоративных панно.
И наконец, среди подвесных светильников продолжает занимать свое привычное место неистребимый шелковый абажур с бахромой, друг вечерних чаепитий. Шелковый абажур - во многом агнтипод хрустальных люстр, начиная с самого названия: французское abattjour означает «отражать свет». В первое послереволюционное десятилетие ХХ века»неистовые ревнители» пролетарской культуры считали абажур проявлением чуть ли не контрреволюционных настроений, проявлением «мещанства» и пошлости. Домашний уют не должен был мешать всемирной революции. Но жизнь и потребность в этом самом уюте взяли свое, и оранжевый шелковый абажур стал в 30-е годы предметом мечты российских граждан. А потом отвергнутый за старомодность в 60-е шелковый абажур вынырнул в начале 70-х на волне ретро-настроений вместе с чудом уцелевшими старыми буфетами и «бабушкиными сундуками».
Шелковые абажуры, в отличие от люстр, размещаются непосредственно над столом и довольно низко, так что бахрома оказывается на уровне глаз стоящего человека. Классические шелковые абажуры имеют форму, приближенную к полусфере; но с годами эти домашние купола, как и купола архитектурные, стали усложняться: выгибаться, сходиться уступами или, напротив, распластываться наподобие зонтов. Первоначально общепринятой была мода на абажуры теплых пастельных тонов, ассоциирующихся с солнечным светом (оранжевые, соломенно-желтые, персиково-розовые), сейчас мы бы назвали это натуральной цветовой гаммой.
В последние годы цвет шелка на абажурах становится более насыщенным, подчас даже экстравагантным (густо-вишневым, изумрудно-зеленым, бронзовым, фиолетовым).
Цвет центрального абажура соотносится с общим колоритом помещения, его обоями, драпировкой окон, обивкой мебели, коврами. Окраска малых светильников, бра и настольных ламп должна быть в той же колористической гамме, но может быть гуще или слабее по тону. Их абажурчики могут быть не только шелковыми, но и стеклянными или пластиковыми. Дизайнеры абажуров нередко пользуются силуэтно-теневым эффектом, натягивая на каркас кружево или ткань с рисунком. В последние годы в абажурах используется батик, создающий различные эффекты при дневном освещении и при зажженных лампах. Кстати, в абажурах очень красивы большие цветные лампочки-груши. Шелковые абажуры декорируют бахромой, шелковыми цветами, фестонами, «вафельными» бордюрами.
Может показаться, что подвесная световая арматура современного дизайн-стиля со стеклянными или пластиковыми абажурами (плафонами) с регулировкой разного уровня ламп может легко вписаться в любой окружение. Но это не так. Она обладает настолько активным собственным стилем, что подчиняет себе все пространство и не терпит рядом никакой старины. Светильники дизайн-стиля желательно покупать в комплекте (подвесные, пристенные, настольные), так как они не любят чужаков. Стоит обратить внимание на цвет каркасов и гибких элементов, стараясь увязывать их с назначением и общим колоритом комнаты и создавать перекличку в окраске деталей. (Скажем, модная черная мебель и черные каркасы - в гостиной, яркие - желтые, бирюзовые. вишневые -каркасы и мебель для детской.) Такие светильники удобны тем, что цвет баллончиков-абажуров и колпачков можно варьировать применительно к окружению.
Торшеры ведут свою историю от подставок, в которых укреплялись факелы (torche по-французски - факел). Это одна из самых древних разновидностей светильников. В храмах и залах для пиров их размещали по углам и вдоль стен. Торшеры не утратили своей роли и с появлением свечей: в анфиладах парадных комнат они дополняли подвесные люстры и переносные канделябры. Однако в тесных коммуналках торшерам не было места, и она стали выходить из употребления. Мода на них вернулась в конце 1950-х годов. Они помогали обживать стандартные пространства со скучной геометризованной мебелью «строгого стиля».
Торшер удобно и уютно располагается в углу около кресла, в изголовье тахты, у журнального столика. торшер по мере надобности можно перемещать по всей комнате, используя его вместо настольной лампы, и для дополнительной подсветки праздничного стола, и для создания романтического полумрака во время танцев. Прелесть торшеров еще и в том, что их легко трансформировать, приноравливая к обновленному стилю комнаты - стоит только сменить абажур, купив его в паре с подвесным или соорудив самостоятельно. Для этого можно использовать старый каркас: натяните на него новую ткань, кружево, тюль или плетенку - по вкусу. Единственное ограничение: абажур торшера должен соотноситься по ансамблевому принципу с большим подвесным абажуром, так как это крупные формы, разнобой которых очень заметен.
«Световую партитуру» жилья дополняют небольшие лампы (настольные и настенные). Это светильники индивидуального пользования, дающие ограниченный круг света на рабочем столе или для чтения в постели, хотя и вредного для глаз, но такого приятного. В семье, привыкшей к письменным занятиям и чтению, таких ламп несколько; они увязаны с личными вкусами владельцев и со стилем каждой комнаты: знаменитые еще с пушкинских времен «зеленые лампы» - на письменном столе, цветные фонарики - в детской, графично строгие - у компьютера, кокетливые или романтичные - в спальне. Небольшие лампы и бра заявляют о себе негромко, «под сурдинку», но именно они придают дому обжитой вид. Без них настоящего комфорта не получается.
Кухни во многих домах давно стали самым любимым местом обитания, соединяя в себе повседневную столовую, семейный клуб и нередко мини-мастерскую. Уют кухонь во многом зависит от освещения. Лампа над столом может быть выдержана и в современном, и в фольклорном, и в ретро-стиле. В ней не нужна строгость; напротив, она должна излучать приветливость и радушие. В абажурах возможны любые букетно-цветочные варианты, рисунки в горошек и клеточку, перекликающиеся с обоями, шторами и кухонной посудой. В кухне полезно иметь бра над рабочим местом хозяйки. В некоторых домах в качестве кухонных светильников используют лампы дневного света, заделывая их в деревянные или пластиковые панели.
Светильники в прихожей тоже важны, они формируют первое впечатление от дома. Стиль прихожей может быть подчеркнуто утилитарным, тогда и лампы должны быть вполне строгими. Но если прихожая достаточно просторна и играет в доме роль холла - с креслами, зеркалами, полками, то можно использовать торшеры и светильники со стильными абажурами. Очень удобно небольшое бра возле зеркала.
Вот и подошла к концу наша «световая партитура». Приходят на ум булгаковские фразы: «В комнате противно, как во всякой комнате, когда сдерут абажур с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен...У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга, - ждите, пока к вам придут». И еще пронзительные строки Булата Окуджавы: «Чем громче музыка атак, тем слаще мед огней домашних».
Виктория Вольпина
По страницам Журнала "ДОМоСТРОЙ"
myHouse.ru »2011-3-16 15:58