'А, Б, В... рококо.' (часть первая)

'А, Б, В... рококо.' (часть первая)

А...Архитектура

Рококо (франц. rococo - вычурный, причудливый) - оригинальный художественный стиль, выработанный в искусстве Франции первой половины XVIII в., именуемый также стилем Людовика XV, так как совпал с временем правления этого короля (1720-1765). Рококо - один из самых известных "королевских стилей", который в главном противоположен всей предшествующей эпохе. Если предшествующие художественные стили складывались в архитектуре и только затем распространялись в живописи, скульптуре, мебели, одежде, то Рококо, этот оригинальный плод изобретательности французского гения, сразу же возник как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьера, декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в архитектурном экстерьере.

Б...Бронза

Бронза играет в мебели рококо еще большую, чем ранее, роль. Асимметрично трактованные цветы и стебли растений теперь образуют не только ручки или отдельные накладки. Сложно переплетенные между собою, они как бы обвивают и окантовывают предмет, незаметно для глаза создавая прочную металлическую оправу.

Г...Гобелен

В декоре дворцовых салонов шпалеры вместе с зеркалами выполняли роль своеобразных кулис, визуально расширяющих реальное пространство интерьера. Изображенные ни них виды как бы растворяли стены апартаментов, наполняя их воздухом и иллюзорной пространственностью. Несомненно, первенство в производстве рокайльных гобеленов принадлежало Франции. Многие немецкие гобелены выполнялись по картинам крупнейших представителей искусства рококо Ф.Буше, А.Ватто, Н.Ланкре.
В гобеленовой обшивке господствует легкий по рисунку растительный орнамент, сплетающийся в вертикальные извилистые линии со свободно разбросанными корзинами цветов, гармоничными и прозрачными по цвету, радостными и звонкими по тону ветками и букетами. Орнаментальная растительность дворцовых гобеленов, их вьющаяся зелень, россыпи цветов вступают в органичную связь со всей системой архитектурно-декоративного убранства рокайльного интерьера.

Д...Домашний орган

С приходом рококо неотъемлемым атрибутом аристократического салона становятся музыкальные инструменты. Не только в величественных костельным нефах, но и в уютных дворцовых салонах появляются миниатюрные домашние органы (так называемые позитивы). Внешний облик такого инструмента был созвучен оформлению интерьера, особенно мебели. Позитив был призван не только очаровывать бархатным звучанием, но и заставлять восхищаться искусством своего декоративного оформления. И если для музыканта достаточно было хорошего звучания инструмента, то для публики рокайльного салона не менее важным являлось его решение как предмета прикладного искусства.

Е...Ездить

Стиль рококо распространился даже на кареты, которые как и в мебели, покрывались трельяжной сеткой, ламбрекенами. А парадные лошади, запряженные в них, увивались кудрями на грифах и хвостах, украшались перьями.

Ж...Женская красота rokoko.gif

Никогда еще искусство оформления жилища в столь полной мере не соответствовало характеру жизненного уклада. Беззаботная, уподобленная беспрерывному маскараду жизнь светских салонов сосредоточена вокруг женщины. Тон во всем задают великосветские жеманницы. Складывается даже определенное понятие женской красоты с ее жеманной грацией, мушками и фижмами, пудрой и драгоценностями. Женская красота - красота мотылька и орхидеи, всего, что гибко и податливо, прозрачно и нежно - вот кредо рокайльного искусства. Французский писатель-символист Ж.-К. Гюисманс столетие спустя выразил эти качества устами героя своего романа более откровенно: "Стиль Луи XV подходил хрупким, истощенным возбуждениями мозга людям; ведь только XVIII век сумел облечь женщину порочной атмосферой, придать контурам мебели форму ее прелестей, заимствуя для изгибов, для хитросплетений дерева и меди судороги ее наслаждения, завитки ее спазм...".

З...Зеркала

Зеркал в салонах и будуарах было обычно много; развешанные на стенах и расставленные на столиках-консолях, они усложняли, деформировали пространственную структуру помещений. Нередко зеркала помещали по обеим сторонам камина, расположенного у глухой стены. Это позволяло, уютно примостившись у растопленного камина, одновременно любоваться видом зимнего пейзажа, перспективой парка, раскрывающейся за окнами, созерцать блики и мерцающий свет огня в камине, свечей, блеск хрустальных подвесок, жирандолей, бра.

И...Интерьер 21478.jpg

Именно в эпоху рококо зародилось представление об интерьере как целостном ансамбле. Архитекторы в своих проектах стремились достичь полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей и т.д. В рококо слово "мебель" перестает отвечать своему извечному смыслу (по-латински mobill - подвижный). Рокайльную мебель нельзя было переместить, не нарушив общей гармонии конкретного интерьера, для которого она создавалась.

К...Камин

Это главный мотив в убранстве интерьера XVIII века. Стилю рококо присущи невысокие камины, покрытые мраморной плитой и тонко отделанные стукко. Расположенное над камином зеркало и оправленное в роскошную раму, отражало своеобразную маленькую выставку, устроенную на мраморной полке камина. На камин ставили специально изготовленные часы, а по бокам - канделябры, вазы, и другие аксессуары дворцового убранства. Огонь погружал человека в мир пестрых видений, интимных переживаний, философской задумчивости. Когда в камине не горел огонь, его закопченную нишу прикрывали экраном, который, как и все элементы интерьера, являл собой переносную с позолоченным остовом ширму, выгнутую по формату каминной ниши и украшенную узорным плетением и художественной росписью по шелку. Обрамление каминного экрана наподобие зеркал и картин выполнялось в виде вычурно изогнутой столярной рамы с изобилием позолоченной резьбы или гипсовой лепнины. Сюжет росписи ограничивался пасторальными сценками, изображением шаловливых путти, музыкальных инструментов, охотничьих трофеев или композиций из цветов.

Л...Линии и формы

Наиболее характерной особенностью стиля рококо является почти полное отсутствие прямых линий. Все они изогнуты: вертикальные - соответственно конструктивным требованиям, горизонтальные - согласно требованиям удобства. Все углы скруглены.

М...Маркетри

Эффектной художественной техникой декорировки мебели являлось маркетри (искусство мозаики по дереву). Для маркетри обычно употреблялись самые дорогие заморские сорта дерева, чаще всего колониального происхождения, привоз которых в Европу начался еще в XVII в. Из декоративных сортов наиболее известны: красное и розовое дерево, палисандр, амарант, пальма и др. Употреблялись и европейские породы: лимон, яблоня, груша, клен, орех. Всего мастера маркетри знали около ста сортов цветных пород, позволяющих добиваться замечательных по красочности результатов. Французские мебельщики редко прибегали к искусственной окраске и выжиганию дерева, предпочитая тщательный отбор досок с богатым природным рисунком древесных слоев. Работы в технике маркетри поражают своей прочностью. Дерево долго выдерживалось и высушивалось прежде, чем пускалось в обработку. Требовалось также особое мастерство при наклейке. Внешнюю поверхность мочили губкой, внутреннюю быстро намазывали горячим клеем и клали на место, прижимая особым прессом или пристукивая молоточком. Часто, в особенности при обработке изогнутых поверхностей, до наложения пресса маркетри покрывалось мешочком с песком, равномерно распределявшим давление. Параллельно с мебелью, отделанной маркетри, создаются предметы таких же прихотливых форм, но, в отличие от мебели, инкрустированной по способу маркетри, они расписаны цветами по нежному и светлому цветному фону. Встречаются расписные комоды, рамы зеркал, шкафчики. Вместо золочения кресла, стулья и диваны также часто расписываются желтой, розовой, голубой, светло-зеленой красками.

Н...Новшества в мебели

Культ женщины, воцарившийся в жизненном укладе придворно-аристократических кругов Западной Европы первой половины - середины XVIII в. отразился на ассортименте мебели, сделав интерьер изящным и изнеженным. Жилые помещения пополнились будуарами и интимными кабинетами. Появившиеся предметы мебели, предназначенные главным образом для представительниц прекрасного пола: стоящий на высоких стройных ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и потайными отделениями, картоньерка (шкафчик для бумаг), женский письменный столик, подрос (туалет с откидным зеркалом), круглые тумбочки, банкетки, жардиньерки, будуарные туалетные и ночные столики, стол-бюро, скамеечки, этажерки, "голландские горки".

О...Обувь

Мода требовала от женщины легкой "менуэтной" походки, для которой как нельзя лучше подходили туфли на высоком каблуке. Последние изготовлялись из того же материала, что и платья: парчи, шелка, бархата. Верх туфель украшался пышными бантами, лентами, цветной и узорчатой строчкой, вышивался золотом, серебром, блестками, а в отдельных случаях и драгоценными камнями.

П...Парфюмерия

Эпоха рококо - время господства парфюмерии, формирование ее в своеобразный вид художества. В связи с этим расширяется производство парфюмерных флаконов, которые имели не упрощенную, утилитарную трактовку, а сюжетную - в виде любовных сценок, человеческих фигурок, благородных животных, цветов. В этой области образцом для подражания была Франция - законодательница мод.

(продолжение следует)

myHouse.ru »

Темы: #рококо #мебели #маркетри #интерьера #искусства #xviii #цветов #стиль #дворцовых #дерева #женщины #убранства #рокайльного

2011-3-16 21:43

Источник: myHouse.ru