Это место должно как бы повторять контуры характера владельца.
Давно замечено, что люди консервативные, с устойчивыми взглядами на жизнь, четко осознающие, к чему они стремятся, выбирают классику. Потому что выбор этот беспроигрышен. Во-первых, по отношению к классике невозможны упреки в отсутствии вкуса и стиля, во-вторых, антикварную мебель действительно можно подобрать под любого человека. Она похожа на мудрую даму, пережившую столько революций и «дней, потрясших мир», что нет характеров, ей незнакомых и неразгаданных. Для каждого у нее заготовлен ответ, все пожелания и прихоти учтены, все капризы известны. Каким-то образом ей удалось сделать время своим союзником, и века не старят ее, а лишь придают благородство и подчеркивают ее достоинство.
Труднее всего, а потому интереснее, оказался для нее изменчивый XVIII век. Пышному и помпезному дворцовому барокко XVII века потребовалось придать строгость и торжественность. Союзником вкуса стал фламандец Андре-Шарль Буль, мастер короля Людовика XIV, изобретший красивейшую технику пике (в пластину из черепахового панциря вкалывались кусочки горячей золотой проволоки). Мебельный стиль «буль» – символ истинного богатства, благородства знати. И мебель эта требует просторного кабинета и владельца, знающего цену себе и другим.
Вторая четверть XVIII века принесла новые веяния. Во Франции от мебели теперь хотели мягкости, изящности, легкости и интимности. Дамам тоже понадобились кабинеты. Мебель рококо – это секретеры с множеством потайных ящичков, картоньерки (изящные шкафчики для хранения бумаг и писем), комоды-«обманки» (например, корешки книжных переплетов внезапно оказываются всего лишь декором дверцы). «Commod», кстати, в переводе с французского – «удобный». Удобство и элегантность – вот, за что ценится кабинетная мебель этого периода. Контуры предметов мягки и волнисты, изгиб ножек усиливается, в декоре – изящные узоры маркетри. В противовес миниатюрной дамской деловой мебели мужская должна была быть большой и массивной. Лучший пример – стол-бюро формы плоской или цилиндрической. Владелец французского кабинета периода рококо – элегантный, оптимистичный, уверенный в себе, с легкостью преодолевающий трудности и с улыбкой улаживающий недоразумения.
А в Англии на помощь мебели пришел джентльмен Томас Чиппендейл. Стиль Чиппендейла – смешение элементов китайской мебели, готики и легкости французского рококо. С 1725 года в Лондон стали привозить большие партии красного дерева, поэтому его использование – своего рода фирменный знак мастера. В 1745 году Чиппендейл издал книгу «Директор», включающую 160 рисунков мебели и призванную «улучшить и уточнить вкус лиц различных классов общества». Главное место в английском кабинете занимали разнообразные письменные столы и высокие напольные часы. Причем, часы были подписаны, что позволяло точно установить мастера и дату производства. Английский кабинет – образец безупречного вкуса, признак солидности и сдержанности его хозяина.
Вторая половина XVIII века. Во Франции новый король – и снова другие требования. Людовик XVI строг и видит истинное богатство в простоте. Переход от рококо к классицизму был назван вторым рококо. Жорж Жакоб создавал строгую и одновременно легкую по форме и виду мебель. Кстати, стиль «Жакоб» – мебель красного дерева с наклеенными полосками латуни – достижение внука Жоржа, Жоржа Альфонса. В России, когда Павел I запретил ввозить французскую мебель, появилась мебель в стиле «русский жакоб» – очень модного на рубеже XVIII—XIX веков, но имеющего мало общего с изделиями семейства Жакоб. Второе рококо – рациональная легкость, гармоничное единство противоположностей. Мебелью этого периода обставляет свой кабинет человек, способный на решения нетрадиционные, гениальные по своей простоте.
Конец XVIII века принес окончательный отказ от капризных изгибов и пышного декора. Преобладающий стиль – классицизм. Четкие линии, классические пропорции, минимальный декор, где древнеримские мотивы переплетены с египетскими. Наполеон Бонапарт провозгласил Францию империей, а у мебели появился новый фаворит – стиль ампир. Лучшие походные бюро всех времен сделаны в эпоху ампира. Аскетичны, предельно функциональны, максимально приспособлены под владельца. Одним словом, верные и славные воины. Кабинет в стиле ампир готов служить хозяину – человеку честолюбивому, одаренному и легкому на подъем.
...«Прекрасен был век XVIII, да и начало ХХ столетия удалось на славу – модерн, вторая молодость. Чего стоят одни «машины для сидения» австрийца Йозефа Хоффмана!» Тут мудрая дама встряхнулась, отвлеклась от своих воспоминаний, огляделась и удовлетворилась достойным окружением – картинами и изящными скульптурами, многие из которых были ее ровесницами. Рассказ о характерах и стилях можно было продолжать. Мадам Антикварная Мебель вновь завела негромкий и долгий разговор с Вечностью...
Юлия Мезенцев
myHouse.ru »2011-3-16 15:59