Комод - наиболее излюбленная форма мебели этого времени. Его формы, ставшие еще в начале века волнистыми, изменяются в сторону все большего усиления динамики. Стенки комода изгибаются и в вертикальном и в горизонтальном направлении, поверхности их вообще перестают быть плоскими. Комоды становятся "пузатыми".
Ножкам комода придают форму сильно изогнутых завитков. Их контуры подчеркиваются тонкими линиями бронзовых украшений, причем внешнее ребро прямо переходит в боковую грань, а внутреннее - в линию, очерчивающую нижнюю часть комода.
Стенки комода покрываются все более нарядными узорами маркетри, украшаются настоящим китайским лаком или расписываются в китайском духе пейзажами с пагодами, ажурными мостиками, башнями, фигурками китайцев и мандаринов. Причем комод украшается так, чтобы по возможности скрыть ящики, выдвигая которые, можно разрезать композицию в самых неожиданных местах.
Прихотливость вкусов придворного общества XVIII в. вызвала к жизни многие мелкие кокетливые предметы обстановки. Появляются угловые шкафчики, крохотные столики, секретеры и др.
Ассортимент мебели рококо насчитывает несколько типов столов, различных по назначению. Декоративные столы-консоли, над которыми обычно находится зеркало, заключенное в богатую резную раму, наглухо прикреплены к стене. Их сильно изогнутые ножки, вырастая из подстолья соединяются внизу, почти у самой стены, богатыми ассиметричными завитками картуш. Стоящие посреди комнат декоративные столы, обычно перегруженные резьбой с накладками из раковин и гирлянд и гербовыми щитами, с богато инкрустированными столовыми досками, обычно в дворцовых залах служат только для украшения. На них ставят часы, канделябры и пр. Письменные столы эпохи рококо отличаются удобством и практичностью, а миниатюрные инкрустированные столики для карт и кофе откровенно изысканны. Большое внимание уделяется и секретерам, которые сочетают в себе комод, письменный стол и кабинет. Секретер эпохи рококо приобретает оригинальную, беспокойную и волнистую форму: его углы и опоры также вычурно изогнуты и скошены. Он снабжается выдвижными ящичками, декорируется ажурными навесными украшениями и цветными маркетри. В эпоху грез и мечтаний широко распространился обычай обмениваться сентиментальными письмами, писать мемуары. Эта-то эпистолярная продукция и хранилась в потайных ящичках секретеров. В сторону большего удобства и элегантности изменяются и формы мебели для сидения. Кресла, кушетки, диваны, шезлонги, скамеечки принимают ряд совершенно новых форм и носят новые, часто причудливые названия "маркиза", "пастушка", "дюшесса" и т.п. Рамки спинок и сидений приобретают плавную текучесть, ручки и ножки, изгибаясь, как бы продолжают это волнообразное движение контуров. Верхняя часть выгнутой спинки покрывается резьбой из цветов, листвы или раковин с орнаментом.
В формах мебели для сидения учитывался даже характер женских костюмов. Все было подчинено красоте и изощренности. Обивка становилась все более мягкой и, наконец, сиденье заменяется туго натянутым холстом, на котором покоится пышно взбитая пуховая подушка. На подобных креслах невозможно чинно и торжественно восседать, они зовут изнеженное тело к кокетливым и ленивым позам.
Подушки накладываются на сиденье, спинку и локотники, обвиваются шелковой материей с крупными букетами цветов натуральной величины, разбросанными среди серебристых, точно кружевных разводов или же с различными сценами из пастушеской жизни (пасторалями). Элегантная, легкая, отделанная дорогими, изысканными по цвету и рисунку тканями, мебель рококо прекрасно гармонирует со всеми остальными компонентами интерьера, сливаясь с ними в единый ансамбль.
Но все-таки пришел тот момент, когда стиль Рококо начал постепенно сменяться другим. Однако он был настолько популярен и во Франции и за ее пределами, что создаваемая в последствии мебель, имея новые формы, частенько украшалась традиционными для Рококо мотивами.
myHouse.ru »2011-3-16 14:33