В игривых отблесках паркета

В игривых отблесках паркета

КИРПИЧИ ИЗ ДЕРЕВА

Провожу тонким пальчиком по мозаичным паркетным узорам. Странно, но это занятие будит мое воображение еще с детства. Маленькой девочкой, придя в залу, я непременно садилась на пол, и маменька кричали что-то из соседней комнаты о холоде и сквозняках, а папенька смотрели презрительно на восковую гладь паркетов и тут же переводили взгляд на сафьяновые каблучки башмаков. И лишь на Рождество детям разрешалось играть на полу вокруг изумрудной елки с игрушками из папье-маше. Но сам паркет зачем-то застилали холщовой тряпицей, и Стасенька все хотел сбить к углу этот ковер, но родители бранились и строго наказывали этого не делать.

6.jpg

За много лет до рождения Христова на месте сегодняшних драматических событий строился Иерусалимский храм. Возводили его долго, и одним из строительных материалов при настиле полов в храме стал ливанский кедр.

В наши дни для производства паркета почти не используются деревья хвойных пород из-за повышенной смолистости. А вот остальные десятки сортов древесины, куда входят привычные всем дуб, граб, ясень, береза, клен, бук и более экзотические тис ягодный, платан, махагон, оливковое, табачное, цитронное, сандаловое дерево, широко применяются при создании как художественного, так и классического паркета.

В XVI веке в России полы настилали дубовыми планками, выкладывая из них рисунок, который после назвали "в елочку", а сам такой пол назывался "косящатым".

При возведении на Руси монастырей и церквей в XVII веке часто использовали наряду с камнем деревянные плахи (обрубок бревна, расколотого пополам) в виде "кирпичей", которые перемежали специально приготовленным известковым раствором, что, наверное, и стало прототипом сооружения паркетных полов. Такой способ укладки назвали "дубовый кирпич" и использовали его в сохранившихся до наших дней Дмитриевском соборе во Владимире, церкви Василия Блаженного, в Донском монастыре и немногочисленных боярских хоромах. Архитектор Стасов писал: "Церковный пол должен быть весь из молодого дуба казанского, как фундамент, или вязка, так и филенка, толщиною в 2,5 дюйма, тем манером, какой был прежде".

ПЕРЕЩЕГОЛЯЛИ ИНОЗЕМЦЕВ

Однажды дворник Савелий переставлял по маменькиному повелению рояль белый "Дидерихс", ведь бабушкина французская мебель все никак не сочеталась с ним, и выбил одну паркетную клепочку, так шуму было ужасно! И все, как один, дали слово не говорить папеньке, а место это на полу роялем заставили. А Савелий ушел расстроенный и все повторял: "Барину наборный пол испоганил" - и вечером, говорили, в кабак пошел, все вторя одно, и напился пьяный.

Несмотря на то, что в России всегда строили из дерева, его необыкновенную эстетику поняли лишь при Петре Великом. При строительстве города на Неве увлеченность использования дерева в интерьере была необычайной. Петр закрывает мастерские Оружейной палаты в Москве, а всех резчиков по дереву переводит в Петербург на изготовление "богатых полов".

Создавая проекты дворцов, архитекторы сразу же разрабатывали к ним рисунки полов. Велико было влияние голландских мастеров - оно проявилось в геометрических формах, которые, дойдя до наших дней, стали одним из наиболее популярных рисунков художественного паркета.

Зимний дворец с его бесподобной Малиновой гостиной, Малахитовым и Петровским залами, Петродворец со сложными узорными сплетениями наборных полов Чесменского и Тронного залов и деревянной мозаикой паркетов Китайского кабинета, Останкинский дворец в Москве, Агатовые комнаты с парадным залом в Екатерининском дворце, залы дворца в Архангельском - это лишь малый список наиболее сохранившихся образцов русского паркетного искусства.

Самыми лучшими мастерами паркетного дела считались охтинские мастера. Русские архитекторы Савва Чевалинский, Дмитрий Ухтомский, Павел Аргунов и многие другие по праву конкурировали с иноземцами; именно русские делали паркет Зимнего дворца и запросили, как говорят, в два раза меньше иностранцев.

Живописно иллюстрирует историю русских паркетных традиций паркет усадьбы Юсуповых в Архангельском. Когда в январе 1820 года "славное Архангельское сгорело от неосторожности людей, а другие говорят от скупости, потому что для убережения картин и полов более дров велено было топить стружками", в Купавну, где работало немало высококлассных княжеских мастеров, поступил подряд на изготовление нового паркета для дворца. Причем во многих русских усадьбах, а не только в Архангельском, паркет чаще клали только на первом этаже, как бы знаменуя переход к более скромным помещениям, а полы выстилали широкими сосновыми досками. В домах победнее паркетом выстилали только залу и гостиную.

ЧУТЬЕ ЗАМЕНЯЛО ЗНАНИЕ

Гимназию заканчивали со всеми подружками, и девочки, как одна, повлюблялись сразу же. Часто, обнявшись, лежали у Наденьки в полах, пили вишневку, и все мечтали. А Катя все говорила, что у Синявских дома специально паркет так натирают до блеску. Чтобы их мальчики смогли в отражении панталоны девушек видеть, а Синявских никто не любил, хотя их три мальчика было, и в гости только на именины к ним хаживали.

Умельцам иногда приходилось перестилать целиком весь пол из-за "неправильного раскола дерева, дававшего неприятные полосы". Это сегодня ни для кого не секрет, что существует внутреннее напряжение дерева, структура его неодинакова по всей длине и, кроме выбора самого дерева как материала, важна правильная его сушка. А тогда чутье рук часто заменяло знание. Художественная работа мастеров-паркетчиков наталкивалась на незнание и выполнялась больше интуитивно, отнимая много времени. Взять хотя бы сушку. Скрипичный мастер Страдивари, добившийся уникального звучания, извлекаемого из дерева, сушил детали скрипок десятилетиями, изо дня в день посыпая их пеплом и заворачивая в бумагу. Наверное, старик Антонио пришел бы в ужас от современных вакуумных и термопаровых сушильных камер.

Дерево - живое, оно тянется к рукам человеческим. И хотя для капризного процесса сушки древесины придумали специальные приспособления, все равно рукам достается главная роль. Руки делают самую тонкую работу: вырезают из болванки причудливых зверюшек, из чурок долбят кувшины, из строганых планок укладывают паркет. Раньше элементы художественного паркета вырезали вручную, сейчас - на станках или лазером. Но даже самый совершенный станок не будет ничего стоить без чуткого людского руководства. И чтобы паркетный пол создавал впечатление ковра, с хитроумными сплетениями узоров, орнаментов и геометрических фигур, надо очень постараться именно человеку, потому что машина по сути своей технологична, но бездушна.

Годы работы с паркетом определяли квалификацию тогдашних краснодеревщиков. Уровень мастерства и количество самих мастеров росло. И в XIX веке паркет вошел в интерьеры домов, усадеб и дворцов уверенным шагом. Он уже не был элементом роскоши, доступным только аристократии. Его можно было купить. Объявление в "Санкт-Петербургских ведомостях" о продаже паркета выглядело следующим образом: "Продаются штучные полы четырех разборов, одни дубовые с красным деревом, чистой и прочной работы 200 сажень на Большой Охте в доме под N 211 у Степана Тарасова".

ПАРКЕТ ПОПАЛ В ИСТОРИЮ

"К юнкерам из института ходили на вечера. Почти что каждую неделю. Зимой одевали коверкотовое пальто, подбитое мехом, и американки на чулки. Пока добежишь, все ноги мокрые. А пол коридоров им не дощатый сделали, как нам, а дубовым паркетом "в елку" застелили. А летом один раз мы все на высоких каблуках, а полы, как лед на катке, так юноши довольные, а мы все падаем и смеемся. Не зря же они все утро их натирали да натирали.

5.jpg Став неотъемлемой частью быта, паркет сразу попал в произведения писателей, поэтов, живописцев. Русская литература пестрит упоминаниями о паркете. "Даже квартира у них старозаветная: в каменном доме, с крашеными полами вместо паркета" (Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности); "Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмаках, Иогель первым полетел по паркету с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей" (Толстой. Война и мир); "Опрятней модного паркета сияет речка, льдом одета" (Пушкин. Евгений Онегин). Советская же литература уже говорит о паркете как о пережитке прошлого: "Они растопили печку, нащепав растопку из отставшей паркетины" (Конецкий. Повесть о радисте Камушкине). Но кроме этого, паркетная тема поучаствовала в формировании русского лексикона знаменитым фразеологизмом "шаркун паркетный" - пустой, но ловкий светский человек - "Японцев прозевали за танцами, шаркуны паркетные!" (Степанов. Порт-Артур) и крылатым выражением: "Не стучите лысиной по паркету. Картина битвы ясна" из "Золотого теленка".

Мода на паркет не проходила никогда. Просто было время тиражированных простейших паркетных досок, и было время изобретений ковролина, напольной плитки, линолеума. Человечество выбирает для себя все самое удобное, самое красивое.

РАССЧИТАНО НА ВЕКА

Приходили свататься. Надо было съезжать в Париж. Но все не у дел. Ездила с ответом, говорили в библиотеке. Щеки румянцем заливало, и скрипел старый паркет, будто мы по нему ходили. И казалось, что из-за стеллажа сейчас выйдет старичок в парике, возьмет за р??ку и уведет в волшебную страну.

Секрет паркета в его надежности, традиционности и солидности. Да, он дорогой, но его хватит практически на век. Паркетом дорожат и гордятся, как семейной реликвией.

Нет, мода на паркет не прошла, потому что она вечна. Многие имитации паркета - от льда в ледяных домах Анны Иоанновны до современных ламинатов - лишний раз подтверждают это. И пока не угаснет человеческое стремление к теплу и свету, мы будем пользоваться редкой возможностью привносить в свои дома частичку живого дерева, воплощенного в паркете.

Инна Коваленко

myHouse.ru »

Темы: #паркет #паркета #дерева #полов #полы #паркетом #художественного #паркете #дворца #мастеров #веке #паркетных #архангельском

2011-3-16 20:22

Источник: myHouse.ru

паркет паркета → Результатов: 24 / паркет паркета - фото