Мода просит кирпича. Из дуба.
У русского паркета своя история. Еще в ХVI веке полы в России настилали из дубовых клепок, укладываемых “в елочку”, а сам пол или мост назывался “косящатым”. Клепки лежали на грубо распиленном основании из мягкой породы дерева, обычно это была сосна. Век спустя широко распространился способ укладки, получивший название “дубовый кирпич”. Паркетины в форме кирпичей укладывались на известковой основе, причем швы между “кирпичами” также заливались смешанной со смолой известью. Вдоль стен иногда тянулся дубовый бордюр. Пол из дубового кирпича был настелен, например, в Дмитровском соборе во Владимире и в Донском монастыре в Москве.
И все же паркетный пол еще долго оставался большой редкостью. Вплоть до середины восемнадцатого века. Когда вместе с “западными веяниями”, точнее, с тем “ветром перемен”, который прорвался сквозь прорубленное Петром “окно в Европу”, в интерьеры дворцов и домов знати пришла роскошь. Тяжелые бархатные драпировки, инкрустированная золотом резная мебель, серебряная посуда, бронзовая скульптура. И, конечно, паркетные полы. Их рисунок стал на французский манер (кстати, и само слово “паркет” французского происхождения) более изощренным и многоцветным. Для этого крепостные мастера-паркетчики применяли в орнаментальной паркетной “живописи” новые цвета и оттенки. Цветовая “палитра” была обогащена редкими “заморскими” породами: якандра, жикитба, цебра, чефраз и др. Наряду с экзотическими сортами, оригинальная расцветка древесины которых позволяла набирать самые прихотливые и нарядные узоры, широко использовались и родные: ясень, бук, вишня, груша, граб. И, разумеется, дуб. Крупные яркие волокна и отличные свойства сделали дуб по-настоящему “паркетной” породой. Кстати, он и сейчас в особом почете среди паркетчиков.
Глаз — алмаз. Лазер — молодец
“Выткать” вручную, без сучка и задоринки, неповторимые орнаменты всегда было под силу лишь высококлассным мастерам. Богато “инкрустированные” полы той эпохи по филигранности исполнения не уступали роскошной дворцовой мебели. Не зря в войну фашисты вывозили из наших музеев помимо прочих сокровищ и бесценные дворцовые паркеты.
Современный элитный паркет, как и сто лет назад, собирается из сотен отдельных элементов в замысловатую мозаику, отчего сам паркет принято называть мозаичным или наборным. В некоторых фирмах его для удобства предварительно наклеивают на отдельные щиты-основу из проклееных листов фанеры. Это тоже не изобретение наших дней, так поступали и встарь, экономя время на укладке: щитовой паркет настилается быстрее мозаичного.
Раньше, когда каждая деталь затейливого паркетного узора изготавливалась вручную с использованием нехитрого столярного инструмента, на создание дворцовых полов уходили годы, а их стоимость была крайне высокой. Все изменилось совсем недавно, с появлением новых технологий и, в первую очередь, лазера. Высокоточная лазерная установка по введенным в компьютер шаблонам с филигранной точностью способна изготовить любые, даже самые сложные элементы узора. Правда, у лазерной обработки есть и свои противники. По мнению некоторых специалистов, лазерный луч обжигает паркетину по кромке, поры закупориваются, и дерево перестает дышать. Это, конечно, не так. Опыт лучших российских паркетных фирм«Золотое сечение», «Дубрава», "Янтарная прядь", «Коробов и К» позволяет утверждать, что лазер совершенно безопасен для дерева, а по точности резки с ним не сравнится ни один механический станок. Впрочем, лазер не в силах полностью заменить человека. Подгонка и стыковка элементов на щите по-прежнему остается за Мастером. Это аккуратная и кропотливая ручная работа.
Со щитом или на щите. Настоящая фриза
Современные дизайнеры смело экспериментируют. Например, отказываются от межкомнатных перегородок, создавая т.н. жилые зоны, разделенные лишь уровнями пола и материалом. Но и в авангардных интерьерах паркету традиционно отводится самая почетная “жилая зона” — для торжественных случаев и приема гостей.
Паркетный пол — это слоеный “пирог”, качество которого зависит от материала и способа его обработки. Все начинается с распила кругляка, из него и получают фризу. Ее высушивают, подвергают специальным технологическим операциям, цель которых — снять внутреннее напряжение древесины. Именно оно является причиной того, что с течением времени плохой паркет съеживается и начинает коробиться. Правильно обработанное дерево сохраняет свои физико-механические свойства десятилетиями.
Несколько слов об укладке. Сначала обязательно надо выровнять основание, затем на клей укладывается “подложка” — листы водостойкой фанеры, которые дополнительно закрепляются к основанию дюбелями или шурупами. После этого идет циклование стыков в один уровень. И только потом собирается сам паркет. Если паркет щитовой, то это происходит следующим образом. Сначала закрепляются щиты с фигурными элементами. Фон и простейшие узоры набираются на месте. Для полной состыковки щитов со штучным паркетом предусмотрены специальные выступающие элементы по краям щита: одной своей частью они входят в рисунок, а другой врезаются в штучную укладку. Рисунок должен вылежаться от трех дней до недели, после чего начинается “чистовая отделка”: циклевка, шлифовка и покрытие лаком (в несколько слоев). Готовый “пирог” обрезается по периметру комнаты до самого основания, и — во избежание подтеков во время влажной уборки квартиры — делается надежный гидрозамок.
Стоимость паркетного пола зависит от степени сложности и площади рисунка. В солидных фирмах могут предложить на выбор порядка пятидесяти различных вариантов, как правило, повторенных по фотоальбомам с дворцовых интерьеров. Это классика. Например, последняя российская императрица Александра Федоровна весьма почитала стиль буль. Желаете? Повторить можно все. И даже название. Например, паркет “Будуар”, “снятый” с пола Будуара Павловского дворца); “Екатерина” (Штофная опочивальня Китайского дворца); “Ротари” (Кабинет ротари Китайского двоцра); “Инко” (Восточно-китайский кабинет Большого Петергофского дворца). Встречается и авангард. В офисе одной московской фирмы мне показали образец “На гребне волны” с поразительным зрительным эффектом “живого пола”. Казалось, что “паркетная волна” вздымается и закручивается, при том что сама поверхность пола (проверил) была безупречно ровной! Если для вашего пола требуется более (менее) изысканный рисунок, его разработают специально. Можно принести и свой эскиз. Как правило, основной узор располагается в центре пола, а ближе к плинтусам обычно укладывается “рамка” из паркета с более простым — геометрическим — рисунком. Естественно, в таком случае стоимость квадратного метра паркета снижается от центра пола (300-500 долларов) к периферии (80-150 долларов).
Художественный паркет недешев, но вполне оправдывает свою цену. Впрочем, никогда не лишне прицениться, сравнив прайс-листы нескольких паркетных фирм. Но не следует слишком доверять “специальным антикризисным предложениям”. Например, “высококачественный дубовый паркет всего по 70 долларов за кв.метр! С укладкой!” Это в свое время обещала одна из московских фирм («Ковчег» - Прим. Главного редактора), которой, впрочем, мы не рекомендуем доверять (фирма не выполняет своих обязательств). По этой цене вам в лучшем случае предложат тривиальную “елочку” — и никакого художества.
Дмитрий Климович
Источник: www.idh.ru
myHouse.ru »2011-3-16 21:05