МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ И ИМПОЗАНТНОСТЬ
Камин - замечательное творение ума и рук человеческих - с годами приспосабливался к течениям моды различных стран и эпох, менял месторасположение, размеры и форму.
Увлечение состоятельных людей средних веков монументальными каминами скорее всего стоит отнести к размаху и историческому величию феодалов. Особым шиком считалось устраивать камины гигантских размеров, например размером с небольшую комнату, чтобы при желании целиком поджарить в нем тушу теленка или барана. Сохранившиеся в старинных аббатствах Франции камины средних веков до сих пор поражают воображение.
В эпоху Возрождения в Италии камин представлял собой самостоятельное сооружение посередине комнаты и являлся центральным и самым функциональным предметом интерьера. Первые трактаты по архитектуре и зодчеству содержат упоминания только о центральных каминах с поддерживающими балками, и лишь намного позже рациональные итальянцы перемещают камин к одной из стен.
На пристенные камины эпохи Ренессанса огромное воздействие оказали архитектурные течения Франции. Именно с тех пор пошло разделение на "французские" и "римские" камины, существенное отличие которых состояло во внешнем оформлении. "Французские" камины были с колоннами, а "римские" нашли себе место в толще стены с топкой.
Эффектным элементом силуэтов многих французских замков становятся каминные трубы, своеобразно стремясь ввысь и создавая гармоничный ансамбль с мансардными кровлями.
Особое значение приобретает декор каминов: фрески, картины, написанные маслом, статуэтки.
Игра с формой выливается в камины-скульптуры ("машероне") с гротескным изображением лица с разинутым ртом-топкой. Типичный пример такого импозантного камина - известный всему миру "камин-нос" из "Портрета Мэри Уэст" в доме-музее Сальвадора Дали в Испании.
ЗОЛОТОЙ ВЕК КАМИНОВ
В XVIII - XIX вв. камин уже не относился к эффективным видам отопления, но в то же время оставался желанной частью любого интерьера.
С конца XVIII века благодаря разработкам графа фон Румфорда форма топки камина существенно изменилась, став неглубокой, с небольшим топочным челом и маленькой задней стенкой. Такое новшество значительно уменьшило размер камина и позволило устраивать камины в небольших помещениях. Наступил золотой век романтических каминов.
Геометрические формы с импровизированным использованием мрамора и бронзы, античные мотивы при отделке, рустикальная имитация - все эти тенденции нашли свое место в каминных залах.
Увлеченность путешествиями в страны-колонии привносит этнические и характерные национальные детали в оформление каминов. Своеобразная экзотика и страсть к ретро-историзму используется в декорировании редко, как дань моде и, увы, не приживается.
В это же время особенно ярко проявляет себя питерская и московская школы каминного искусства, черпающие у Скандинавии разработки с технологиями и проецирующие их на новый дворцовый стиль. Мастера украшают каминные комнаты Аничкова дворца, Адмиралтейства, Эрмитажа, Смольного, создавая российскую эпоху эклектики своими руками.
ДРОВАМИ НЕ ТОПИМ - ТОПИМ УГЛЕМ
В конце XIX - начале ХХ вв. вместо дров стали топить углем, что не могло не сказаться на размере камина. Миниатюрные камины входят в эпоху модерна, синтезируя современные достижения и средневековые традиции. Широта воображения мастеров уже не ограничивается ничем. Например, визитной карточкой великого каталонца Антонио Гауди стало использование битой глянцевой керамики при оформлении фасадов каминов и спиралевидная форма труб. Русский каминный модерн архитектора Федора Шехтеля характеризуется отделкой из дерева и плавным переходом от одного архитектурного стиля к другому.
Новаторство во всем - девиз авангарда. В середине ХХ века повальное увлечение минимализмом и примитивизмом чуть приостановило триумфальное шествие каминов по интерьерам, но спустя несколько лет мода на камины отвоевала свои позиции, правда, в несколько новом качестве.
Архитекторы, постоянно экспериментируя, ищут все более новые формы, элементы отделки, материал, месторасположения и, пытаясь не переборщить в сочетаниях того и другого, создают порой настоящие шедевры, практически всегда перекликающиеся с многовековыми традициями.
Инна Коваленко
myHouse.ru »2011-3-16 16:17