Затем появилась труба с конусообразным раструбом для улавливания дыма. Но такие изменения происходили на протяжении нескольких столетий. Несмотря на то, что коэффициент полезного действия камина не велик, он не уходит с архитектурной арены, потому что вечен как символ. Камин не только согревает кров, но и подчеркивает незыблемость семейного очага.
Авторитетнейший зодчий эпохи Возрождения — Андрео Палладио в своем знаменитом трактате об архитектуре, направленном на использование традиций античности, описывал римские камины: «Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым». То есть, в Древнем Риме камин представлял собой самостоятельную конструкцию с балками, поддерживающими трубу, но не связанными со стенами дома.
Намного позднее камин переместился к одной из стен, и лишь следующим шагом в его развитии стало слияние топки и дымохода со стеной.
Отвечающими новым требованиям архитектуры и функционально более удобными уже в XII в. были признаны камины с прямым дымоходом, примыкающие к стене, частично или полностью встроенные в стену или сооружаемые в углу зала. Именно эта компоновка камина в доме наиболее импонировала и основоположникам готики, и архитекторам эпохи Возраждения, и неоклассикам.
В Средние века камины отличались большими размерами, так что в них рыцари-паломники могли целиком изжарить быка. Такой камин размером с комнату можно увидеть в старинном аббатстве Мон-Сен-Мишель во Франции.
В эпоху модерна модными стали как центральный камин-очаг, так и пристенные и встроенные камины. Бытует мнение, что камину в доме предначертано быть в специально отведенном помещении — каминной зале. Это очевидная ошибка, с точки зрения как архитектуры, так и дизайна интерьера. Камин органически вписывается в любое помещение — от кухни до спальни, более того, в доме каминов может быть и несколько. Иерархия же каминов зависит от того образа жизни, который ведет в доме семья. Для кого-то любимый камин ассоциируется с кухней, а для кого-то — с кабинетом.
В средние века камины складывались из тесаного камня, позже из кирпича. Во времена Ренессанса они впервые стали предметом серьезного интереса художников-оформителей. Порталы камина делались из гранита и мрамора, украшались флорентийской мозаикой. Их композиция включала в себя колонны, пилястры, элементы антаблемента. Увеличились размеры дымосборника и плошадь камина вдоль стены, появились резные украшения над каминными досками. В искусстве барроко и рокко надкаминные украшения делались меньшего размера, но отличались исключительным разнообразием и изысканной декоративностью.
В Германии, где стала популярной израцовая отделка каминов, эти элементы резного декора не были столь распространены. Камины в стиле модерн можно назвать квинтэссенцией («основой», «сущностью») эстетики нового направления в искусстве. Изысканность непрямых линий и характерных растительных мотивов «югенд-штиля» подчеркивало использование в отделке наиболее типичных для рубежа веков материалов — мрамора, керамики, кованного и литого металла. Камины, выполненные в стиле Art Deco и созданные в архитектуре и дизайне послевоенных лет, также сохранили свою эстетическую декларативность и легко атрибутируются по формальным признакам.
Каминные аксессуары также стали объектами художественного интереса. С начала XV-го столетия для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появилась отлитая из чугуна декоративная доска. В XIX веке для художественной отделки топки стал применяться тогда же созданный огнеупорный кирпич. Колосниковая решетка для дров, находящаяся в топке, и решетчатый углесборник до сих дор побуждают кузнецов к разнообразным художественным импровизациям. Назначение этих предметов — обеспечить доступ воздуха к дровам и дать углям полностью прогореть. Большим разнообразием конструкций и отделки отличаются щипцы для перевертывания горящих дров, специальная вилка для ворошения топлива, щетка на длинной ручке и совок для чистки топки, меха для раздувания огня. В XVIII веке в обиход вошли кочерга для разбивания горящего угля на мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля, которые впоследствии сменили резные деревянные ящики и решетки для топлива. В XIX веке с целью защиты деревянного пола комнаты от попадания на него горящих углей стали устанавливать каминные экраны, представлявшие собой произведения декоративно-прикладного искусства, или специальные сетки, через которые виден огонь.
Впрочем, задача камина — не столько обогреть жилище (для этого более уместны современные конвекторы и радиаторы), сколько создать в доме определенную эмоционально-психологическую атмосферу, оставить человека наедине с живительным источником мирного пламени. Конечно же, такую возможность предоставляют только камины с открытой топкой.
myHouse.ru »2011-3-16 20:16