Устав от однообразия и рутины повседневности, мы стремимся внести в дом новизну и свежесть ощущений, прибегая к старому, испытанному рецепту: смене обстановки. И начинается ремонт, покупка новой мебели или, как минимум, кардинальная рокировка старой. Рецепт действует без осечки, однако требует серьезного физического и финансового напряжения. А между тем, существует гораздо более экономичный, прямо-таки «экспресс-метод» смены домашней обстановки – с помощью обыкновенного, привычного до незаметности электрического света.
Мы не будем рассуждать здесь о важности правильно выбранной освещенности и прочих вопросах гигиены зрения. Мы поговорим о магических свойствах света, о его способности трансформировать пространство и придавать ему различную эмоциональную окраску – от драматической до игривой, от деловой до праздничной. Ведь свет, как и человек, может быть веселым и серьезным, спокойным и резким, открытым и загадочным и подобно собеседнику влиять на наши эмоции и ощущения. Почему же мы так редко и зачастую так неумело пользуемся столь доступным и надежным катализатором настроения, вместо этого со вздохом прибегая к глобальным преобразованиям домашней среды?
Раздвигающий стены
Ни для кого не секрет, что свет в помещении используется не только для того, чтобы легко ориентироваться в пространстве в темное время суток. Интуитивно мы стараемся оперировать им, когда хотим создать в своем доме определенную атмосферу. Мы не раздумывая зажигаем свечи, чтобы окутать комнату флером романтики или тайны, – и включаем свет на полную мощность, когда требуется деловой настрой и полная концентрация. Но наши доморощенные эксперименты со светом в большинстве случаев ограничиваются поиском удобного места для торшера или бра и определением оптимального числа лампочек в люстре. Даже такое достижение осветительной техники, как встраиваемые галогенные светильники, дающие нам массу новых возможностей, мы используем лишь в качестве одного из модных элементов интерьера, не особенно задумываясь над тем, как выбранная нами система освещения в конечном итоге повлияет на психологический климат и внутреннюю архитектуру жилого пространства. По данным исследований психологов и вопреки расхожим представлениям, вовсе не мебель и не предметы декора являются основными составляющими интерьера, а именно свет – его интенсивность, цвет и распределение в пространстве. И если вещи, которыми мы заполняем свой дом, и общая предметная композиция интерьера достаточно статичны, то его световая аранжировка гибка и многовариантна.
Начнем с того, что свет умеет изменять саму планировку и конфигурацию помещения. Если, например, равномерно подсветить стены, то комната визуально расширится, станет просторнее. Прямоугольную комнату можно сделать оптически квадратной. Для этого в дополнение к монотонной подсветке трех стен делается выраженный световой акцент на удаленную стену. Раздвинуть пространство можно и по-другому – подсветив нижние углы комнаты, а сузить – направив свет в ее верхние углы. Низкий потолок не будет «давить», если не увлекаться громоздкими люстрами, перегруженными декоративными деталями.
Его можно даже зрительно приподнять, используя светлые холодные тона и тонкие блестящие текстуры. Причем при определенных форме и расположении светового пятна потолок может приобрести иллюзорный уклон и навевать ощущение мансарды. С помощью света потолок вообще можно «отделять» от стен и заставлять его «парить» над комнатой. Эффект парения достигается с помощью равномерной подсветки напольными или закарнизными светильниками. Впрочем, такая панорамная подсветка хорошо работает только с идеально ровной поверхностью потолка. В противном случае все, даже самые мелкие, дефекты проявятся с удвоенной силой, как под увеличительным стеклом.
Точно так же свет вступает во взаимодействие с предметами интерьера, то «растворяя» их контуры, то, наоборот, подчеркивая, делая более контрастными. Преломляясь особым образом, свет меняет их облик, создает новые, отличные от дневных образы. Он может приблизить предмет, вытащив его из дальнего угла, или отодвинуть в глубину, в тень. Попадая в фокус ночного освещения, старомодный диван теряет возраст и обретает новый стиль, а к выцветшим шторам возвращается сочность и глубина изначальной расцветки.
Свет играет с зеркалами и, «раскрывая» стены, создает в замкнутом пространстве интерьера вторую реальность. Но осторожно! Он может сыграть злую шутку с теми, кто не знает простого правила: не следует располагать источники света по бокам от зеркала. Удваиваясь в зеркале, лучи бьют в глаза, подчеркивают недостатки кожи и погрешности макияжа. Гораздо разумнее поместить светильник над зеркалом – пусть лучше свет льстит внешности и добавляет уверенности тому, кто в него заглянет.
Особый шик и индивидуальность приобретает интерьер, в котором расставлены четкие световые акценты на предметы декора – растения, аквариумы, статуэтки, подсвечники. Такой вариант подсветки дает двойной эффект. С одной стороны, из общей интерьерной композиции выделяются наиболее интересные и оригинальные детали, а с другой – ближайшая к ним стена превращается в своеобразный экран, на котором запечатлеваются причудливые тени. Потрясающий эстетический эффект и элемент нереальности создает подсветка направленным точечным светом картин и декоративных панно.
Одно из самых актуальных направлений светового дизайна – использование нескольких больших напольных светильников, изливающих мягкий, спокойный свет. Из них выстраивают разнообразные композиции, образуют островки и линии освещенности. Они могут располагаться в углу комнаты, тянуться вдоль стены или делить ее на зоны.
Кстати, световое зонирование помещений – это отдельная и очень интересная тема. Мы уже знаем, что с помощью света можно достаточно легко манипулировать размерами и планировкой комнаты. Но можно пойти и дальше. Например, если в доме есть помещение, объединяющее две функциональные зоны (скажем, кухня-гостиная), имеет смысл позаботиться об их абсолютно автономном освещении, чтобы при желании «выключать» из интерьера ту или иную зону, просто погасив в ней свет.
Среди наиболее интересных идей в области светового дизайна – использование в жилом интерьере световых эффектов, например эффекта «звездного неба». Для этого используется целая система, состоящая из световодов с разной толщиной волокон, проектора и светофильтра. За счет нагревания прибора диск светофильтра медленно вращается, а проецируемое на по- толок «звездное небо» плавно изменяет цвет.
Словом, световая режиссура интерьера практически не имеет обозримых границ. Эксперименты со светом позволяют делать новые дизайнерские открытия, а интерьер в результате становится более комфортным, гибким и податливым.
Все оттенки настроения
Создавая в интерьере с помощью света всевозможные мизансцены, следует помнить, что различные источники света вызывают разные эмоции. Важным регулятором настроения является состав излучаемого спектра. Чем выше температура накаливания и больше в спектре голубой составляющей, тем более четко глаз воспринимает окружающие предметы. Такой же зрительный эффект дают флуоресцентные лампы. Зато низкотемпературные источники света действуют с точностью до наоборот – они не позволяют глазу быстро фокусировать изображение, «размывая» контуры предметов.
Вывод напрашивается сам собой. Для создания теплой, расслабляющей атмосферы следует использовать низкотемпературные источники света, а бодрый, деловой настрой создается высокотемпературными лампами. Сотворить яркую, праздничную атмосферу помогут флуоресцентные и галогенные лампы, а натриевые газосветные, наоборот, внесут некоторое ощущение тревоги. Вообще, если к вопросу освещения дома подходить грамотно и вдумчиво, то в первую очередь нужно решить для себя, какие именно эмоции вы хотели бы испытывать в той или иной комнате, и только после этого определять, где, как и какие источники света должны использоваться. Впрочем, даже в пределах одного помещения можно устроить комбинированное освещение и, оперируя его различными вариантами, по желанию менять свое эмоциональное состояние.
Выбирая модные ныне цветные светильники, необходимо учитывать цвет стен, мягкой мебели, ковров и гардин. Иначе теплый желтый свет может превратить голубую гамму интерьера в откровенно серую, а холодный голубой испортит все впечатление от бежевого гарнитура.
По классическим законам композиции яркое световое пятно необычного цвета должно быть в интерьере одно, причем не каждый цвет можно бездумно использовать в той или иной функциональной зоне жилища. Так, красные светильники хороши для прихожей и гостиной. Если они дают мягкий и не слишком насыщенный свет, то это будет способствовать хорошему настроению, мобилизации сил и внимания. Зато синий, особенно его глубокие тона, для гостиной не слишком хорош, а для столовой и кухни и вовсе недопустим – он негативно «контактирует» с продуктами, делая их внешне неаппетитными. С синим можно смело экспериментировать в ванных и туалетных комнатах. Он как нельзя лучше подчеркнет белизну кафеля, чистоту фаянсовых и хромированных поверхностей. Разве что зеркало в ванной комнате не приемлет синего света, вернее мы не приемлем себя при таком освещении. Поэтому зеркало логичнее подсветить белым рассеянным светом.
Очень красив и необычен глубокий фиолетовый свет – психологи считают, что он способствует творческим настроениям. И практически универсален зеленый. Он и умиротворяет, и располагает к общению, поэтому отлично подойдет для гостиной или кабинета. А зеленый ночник в спальне способствует глубокому, спокойному сну.
И еще. Свет можно использовать как средство антидепрессивной терапии, в которой большинство из нас нуждается зимой при дефиците дневного света. Рецепт прост и абсолютно доступен: наиболее мощный источник должен излучать белый свет, а дополнительные светильники – бра, торшеры – желтый. И никаких люминесцентных ламп и красно-синих подсветок!
Номер журнала: 2-2002
Источник: www.illuminator.ru
myHouse.ru »2011-3-16 20:41