Исходя из того, что гостиная обнимает в себе столь многие жизненные ситуации, ее не может освещать единственный потолочный светильник в геометрическом центре. То есть может, конечно, и опыт многих поколений нашего народа это подтверждает, но такое решение ни в коем случае не может называться удачным. В гостиной несколько центров, и каждый из них требует индивидуального освещения. Свет и должен выполнить наряду с мебелью и другими вещественными элементами интерьера функцию зонирования гостиной. Помимо общего освещения (которое – пожалуйста! – имеет право быть центральным), гостиная – а тем более большая гостиная – нуждается также в локальном, местном.
Зона дружеских разговоров должна освещаться более ярко, чем кресло для уединенного отдыха. Гостей нужно встречать полной иллюминацией, в то время как для интимных бесед, разумеется, лучше подходит приглушенный свет. И то и другое может происходить на одном и том же диване, поэтому следует всерьез задуматься о реостатах, которые регулируют мощность освещения по вашему желанию. В гостиной, пожалуй, нагляднее всего видно сходство между постановкой архитектурного света и работой сценического осветителя, мастера по свету: в вашей гостиной, равно как и на сцене, идут спектакли. В зависимости от происходящего действия, нужно выделить тот или иной участок житейской "сцены" или, напротив, включить средства заполняющего освещения в особо торжественные моменты. Однако, яркость света всё же не должна достигаться за счет прямых потоков не очень мощных ламп. Прямой свет слишком жесткий, он явно не способствует атмосфере гостиной. Здесь лучше пользоваться рассеянным и отраженным светом.
Картины, фотографии и кактусы, конечно же, требуют особого локального освещения, дополнительных светильников, которые должны акцентировать ваши экспонаты, привлекать к ним внимание и – что тоже очень важно! – позволять рассмотреть их как следует. Даже самый великолепный кактус не произведет никакого впечатления, если останется в тени (то есть в свете фона, который его окружает).
В гостиной имеют право на жизнь светильники практически любых типов – традиционные потолочные люстры и бра, точечные светильники по периметру потолка или по всей его площади, торшеры, светильники на токоведущих шинах или металлических профилях. Последние – наряду с торшерами – особенно хороши тем, что мобильны и позволяют изменять условия освещения легким движением руки. Настольные лампы также могут использоваться в гостиных – и, конечно же, вовсе не как рабочее, но как декоративное освещение (гостиная – не кабинет!). Одним словом, друзья, творчество и еще раз творчество!
Сложность постановки света в гостиной усугубляется еще и тем, что она насыщена всевозможной мебелью и прочими деталями интерьера. И… это самая торжественная комната, пожалуй, самая ответственная в архитектурном смысле. Поэтому бывает непросто подобрать светильники, которые сочетались бы с общим художественным стилем гостиной (или даже стилями, если их несколько). Поэтому самый безопасный, беспроигрышный вариант – это… максимально незаметные светильники, лишь дающие свет, но не привлекающие к себе внимания (подсказка для тех, кто силен в чем-то другом и сомневается в своих дизайнерских способностях). Для всех прочих скажем: выбирайте светильники по стилю и вкусу; не торопитесь, возьмите домой каталог из магазина и примеряйте модели, мысленно перенося их со страниц на стены, пол или потолок.
Любителям эклектики – смешения двух или нескольких стилей, художественных направлений – напомним: эклектика иногда получается необычайно хорошей, а иногда – ужасной, и вы можете ошибиться на этом пути. А приверженцам всяческой экстравагантности скажем последнее слово: не увлекайтесь декоративными качествами светильников чересчур. Светильник – это в первую очередь средство освещения, а не экспонат авангардистского шоу. В качестве экспонатов, пожалуй, лучше использовать настоящие кактусы, нежели чем алюминиевый кактус в виде люстры.
myHouse.ru »2011-3-16 16:07