Об открытом перетекающем интерьере у нас вспомнили не так давно, но практически сразу такой облик жилья завоевал себе массу поклонников. Первыми в борьбе за новый вид квартиры пали стены между кухней и столовой (мы подробно писали об этом), потом общее пространство присоединило к себе гостиную, прихожею, а затем и другие комнаты. Единственными помещениями, отделенными от общего пространства остаются, и то не всегда, санузел и спальня. Потеряв разделяющие перегородки, нагрузка по зонированию в основном легла на пол и потолок.
Для дизайнера, работающего над объединением интерьера какой-либо квартиры, пол и потолок – главное поле применения своей фантазии. Эти две поверхности создают общую планировочную композицию: задают траектории передвижения, выделяют кульминационные точки интерьера, определяют те или иные функциональные зоны. При решении этих задач главное для потолка - форма, а для пола – фактура и плотность материала, а также рисунок напольных покрытий и графика расшивки паркета или плитки.
В нашем сознании разные напольные покрытия ассоциируются с различными жизненными зонами жилища. Ковер, ковровое покрытие ассоциируются с зоной отдыха и предназначены для спальни, детской, диванной зоны; керамическая плитка и каменные плиты подходят для кухни, прихожей, ванной комнаты; паркет уместен в гостиной, столовой и кабинете. Переход от одного напольного покрытия к другому обозначает границу между функциональными зонами. Как будет выглядеть эта граница, зависит от общего решения интерьера, она может иметь как мягкие волнистые линии, так и четкие прямые. Кардинальное различие в цвете покрытий еще больше увеличивает эффект зонирования.
Смена покрытий может быть свободной и никак не обозначаться, но на наш взгляд, интересней обыграть переход с одного материала на другой каким-либо элементом. Например, границей двух зон может быть подиум, приподнимающий одну из зон над другой. Это очень удобно для отделения прихожей или холла с керамическим полом от гостиной с паркетным полом, или для разделения кухни и столовой.
Рисунок, образованный напольным покрытием, также несет функциональную нагрузку, он поможет подчеркнуть расположение мебели и определить направление движения по квартире. Длинные половые доски, положенные параллельно, поддерживают общее направление композиции, а мелкая паркетная клепка, уложенная в разных направлениях, наоборот, смягчает движение.
Потолок, в отличие от нижней поверхности, дает больше возможностей для пластических изменений. Форма фальшпотолка может повторять или обыгрывать не только рисунок напольного покрытия, но и акцентировать внимание над теми местами, где находится мебель или другие детали интерьера. Кроме этого, потолок решает и сложности технического характера. Несущие конструкции, кондиционеры с их воздуховодами, вентиляционные каналы и т. п., легко можно скрыть под ним.
Освещение, базирующееся на потолке, также является сильнейшим средством организации и зонирования открытого интерьера. В зависимости от того, каким светом – прямым или отраженным – освещено помещение, меняется его образ и характер зонирования.
Двухуровневый потолок позволяет устроить подсвет отраженным светом из-под карниза, подчеркивая таким образом какую-либо зону объединенного пространства. А для выделения деталей интерьера (стол, диван и т.д.), над ними можно поместить усложненный конфигурацией участок потолка оборудованный плафоном с матовым стеклом, который будет освещать объект. Туже роль могут играть и светильники помещенные на токопроводящие конструкции.
Способов освещения множество, любой дизайнер подробно расскажет вам о различиях и возможностях того или иного вида, подходящему вашему стилю жилья: при выборе освещения представьте себе, какого эффекта от общего освещения вы ждете, успокаивающего или тонизирующего, а может быть, нейтрального? Или, оставив базовое нейтральное освещение, вы хотите дополнительно выделить столовую группу, или диван в гостиной, и т.п.
Если вы желаете добиться максимального разнообразия функциональных зон, нужно сочетать способы освещения с пластикой потолка. Придавая ему желаемую форму (одно- или многоуровневую), цвет (темный или светлый), фактуру (гладкую или имитирующую различные материалы) вы сделаете потолок неоспоримо значимым элементом зонирования.
Четкого соответствия границ пола и потолка в зонирование открытого интерьера может и не быть. Если вам хочется четкости и определенности – пожалуйста, пусть границы на нижней и верхней поверхностях соответствуют друг другу, выделяя наиболее интересные детали интерьера: столовую и диванные группы и т.п.
Как бы ни отделялась одна зона от другой, цельность ощущения единого пространства, должна оставаться главенствующей. Поэтому наиболее перспективны, например, следующие приемы: подвесной потолок с пониженным уровнем перетекает из одной зоны в другую, превращаясь в геометрическую или свободную криволинейную форму, или в карниз с подсветкой по периметру, объединяющий сразу несколько зон; потолок имеет одинаковый уровень в двух соседних зонах, но над одной из зон в нем вырезаны отдельные участки. Причем получается, что с помощью потолка мы можем объединять одни зоны и выделять другие. С помощью пола возможно выделение тех зон, которые были объединены с другими потолком; с помощью света отмечаются зоны, которые ни пол, ни потолок не выявили вообще.
Подвесные потолки могут не только зонировать, но и объединять пространство, разрезаемое балками и перемычками. В отдельных случаях создается композиция с четкой программой функционального зонирования: и пол, и потолок, и свет.
Естественно, что такую работу лучше всего выполнит профессиональный дизайнер, который поможет не только подобрать материал для каждой функциональной зоны, но и определиться с формой его монтажа, а также со схемой расположения светильников.
По материалам www.alta-d.ru
myHouse.ru »2011-3-16 15:07