Роспись по шелку вряд ли может являться обычным хобби, так как помимо желания, важно умение рисовать, а также наличие определенного художественного вкуса. Часто сложность росписи по шелку переоценивают. Да, в работе с шелком определенные навыки просто необходимы, но для этого не требуется сверхсложного оборудования.
Помимо этого, шелк предоставляет безграничные возможности визуальных эффектов и цветосмешения, а его блеск способен сделать роспись поистине живой. На шелке вы можете написать не просто абстракцию или пейзаж, но и картину-свиток стилизованную в китайском стиле, расписать платок, шарф или декоративную наволочку.
Искусство производства шелка открыто было еще в Древнем Китае более 5 000 лет назад, гораздо раньше изобретения бумаги, и стремительно распространилось по всей Азии. Ткань в Поднебесной применялась как основной носитель в письме и живописи, чаще применялась свободная роспись по шелку, в то время как в Индии использовали метод горячего батика, когда намечались с помощью воска линии рисунка, предотвращающие смешивание красок и растекание.
Шелк намного дольше позволяет сохранять яркость цветов, нежели бумага или другие ткани. Техника росписи по шелку на рубеже тысячелетий попала в Индонезию, где получил батик свой наибольший расцвет. В конце девятнадцатого века открыли холодный способ батика: стали использовать в качестве резервирующего состава сок тропического растения, обладающий свойствами резины. Сок гутта (растение) даже сейчас применяется в холодном батике, хотя имеются и резервы иного состава. Секрет росписи по шелку в Европу просочился лишь в начале двадцатого века благодаря русским эмигрантам. Уже в двадцатые годы вручную расписанный шелк служил излюбленным материалом для парижских кутюрье.
Итак, что же необходимо для первых экспериментов в росписи по шелку? Конечно же, сам шелк. Есть немало видов шелка, лучше всего свой выбор остановить на тонкой, ровной ткани белого цвета. Шелк предварительно нужно погладить и постирать, так как ткань может садиться.
Есть специальные краски для росписи по шелку. Краски делятся по способу закрепления на различные виды: специальным раствором, паром, длительной сушкой и горячим утюгом. Для начинающих лучше всего остановиться на последних двух видах. Все краски без труда растворяются водой, также как и при рисовании на обычной бумаге смешиваются, вы можете легко получить эффект акварели.
Резервирующий состав (резерв) может быть разноцветным и прозрачным. Его можно купить в пузырьках с удобными насадками, позволяющими свободно наносить непрерывной линией рисунок. Для начинающих воспользоваться лучше насадкой в 0,5 мм. Определенные виды составов смываются полностью при стирке (лишь прозрачные), а от некоторых остается прорезиненный след, лучше проконсультироваться у продавца. В продаже имеются наборы для новичков (от 500 рублей), включающие в себя пять-девять цветов водорастворимых красок по шелку и их резерв, для первых опытов можно приобрести шелк с уже имеющимся контуром рисунка.
Для росписи шелк должен быть натянут туго, поэтому вам потребуется для работы деревянная рама, для начала попробовать можно с большими пяльцами для вышивания. Шелк обязан быть сильно натянут (словно барабан) и равномерно - это играет для четкого и ровного нанесения рисунка важную роль. Нетрудно раму смастерить самим (из мягких пород древесины), купить можно в магазине и специальную раму предназначенную для батика, очень удобны рамы имеющие регулируемый размер. Шелк закрепляется с помощью гвоздиков, кнопок, специальных зажимов, булавок (для росписи уже готовых изделий). Лучше всего шелк натягивать влажным - натяжение по высыхании становится больше.
Выбирайте круглые кисти для росписи, пусть они имеют острый кончик. В идеале, это могут быть кисти из меха белки и куницы - с них краска не разбрызгивается и не капает. Для грунтовки фона и фантазийных разводов применяются широкие кисти-губки.
Большую часть времени занимает подготовительная фаза, но случается это лишь в первый раз. Шелк очень быстро расписывается, поэтому все, что вам понадобится всегда должно находиться под рукой. Если в точности своей руки вы не уверены, сначала потренируйтесь на бумаге, так как шелк не терпит исправлений.
Итак, приступим к росписи. Попробуйте свободную роспись по шелку для своего первого знакомства с шелком. Чтобы меньше растекались краски можно предварительно замочить в 20% растворе соли шелк, прогладить и высушить его. Можно начать с полос и цветовых абстрактных пятен, покрывающих полностью поверхность ткани (платок, шарф), данный процесс занимает чуть более одной минуты.
С помощью обыкновенной поваренной соли вы можете достичь на шелке оригинальных эффектов. Соль имеет свойство притягивать воду, и краску вместе с ней, поэтому шелк посыпать нужно солью, когда тот совсем еще мокрый от красок (соль полностью должна раствориться), в противном случае могут остаться довольно некрасивые контуры. Крупные и мелкие кристаллы соли создают интересные эффекты. Если соль воду притягивает, то спирт, наоборот, отталкивает ее. Если нанести спирт на чистый шелк, то, проведя по данному месту кистью с краской, мы получим пятно белого цвета, которое вы можете закрасить в иной цвет, когда высохнет шелк. Используя ватные палочки, можете делать узоры на шелке уже расписанном, получится эффект высветления.
С помощью резерва можете создавать более конкретные рисунки, так как раствор может предотвратить растекание красок. При применении прозрачного резерва вокруг рисунка получается белый контур, но на шелк можно нанести фоновый цвет, тогда контур будет не слишком контрастным. Обязательное условие: линия резерва обязана быть непрерывной, лучше всего для начинающих использовать цветной резерв, делающий видимой линию. Если вы не слишком уверены при нанесении рисунка сразу на ткань резервом, то можете использовать фломастер-невидимку, исчезающий спустя пару минут после нанесения. Рисуя сухой кистью, вы добиваетесь при работе с красками более тонких линий.
Это только введение в технику росписи по шелку, а если выражаться более точно - верхушка айсберга. Роспись по шелку - это весьма экспрессивное искусство, которое требует быстрой реакции и импровизации, так как нежелательные подтеки и пятна, особенно на первых порах, нередкое явление. Вот некоторые практические советы:
Старайтесь быть терпеливыми! Если работаете с резервом, дождитесь его окончательного высыхания, и лишь тогда можете нанести краску. Если резерв вы наносите на уже окрашенный шелк, то тоже краска должна быть совершенно сухой. Чтобы ускорить процесса, можете применять фен для сушки волос;
Держите всегда под рукой лист бумаги и, до того, как касаться шелка кистью, промокните лишнюю краску (чтобы избежать брызг и пятен);
Непрерывность линии резерва проверить легко, используя воду: если вода просачивается за пределы контуров вашего рисунка, то необходимо искать "брешь".
Если все-таки краска растеклась, то действуйте очень быстро. Всегда под рукой держите спирт и ватные палочки. Старайтесь преградить путь вытекания краски с использованием палочки смоченной в спирте, собирая одновременно ватной сухой палочкой излишки вытекшей краски;
Места, где попал спирт, получатся при нанесении краски светлее, существует способ "замыть" данные пятна. До нанесения краски до этого протрите место 50%спиртовым раствором. Дайте высохнуть шелку и старайтесь при нанесении краски размыть кистью контуры пятна. Очень часто подобные ляпсусы становятся в готовом полотне самыми оригинальными местами;
Рисунок, в мокром виде несколько ярче и темнее, нежели в сухом.
И, наконец, основное правило: экспериментируйте, делайте открытия и ошибки, получайте от процесса удовольствие! Удачи в ваших начинаниях!
Фото Schutterstock.com
myHouse.ru »2012-6-20 23:15