Батик — как живое существо: он формирует жизненное пространство вокруг себя, заставляя по-новому увидеть и почувствовать обстановку, и словно бы живет самостоятельной жизнью, накладывая отпечаток благородства на помещение в целом.
Использование батика открывает новые эстетические горизонты для создателей интерьеров офисов, частных домов и квартир. Эта техника позволяет привести в соответствие многие составляющие: настенные панно, сиденья стульев, обивку мебели, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы, и создать единый стиль — античный, ампир, барокко или модерн. Занавеси с легким набивным рисунком, лоскутные покрывала и наволочки, половички и большие абажуры — необходимые атрибуты стиля кантри. Стены, обтянутые тканью, двери и окна, имитирующие раздвижные перегородки «фасума», всевозможные ширмы помогут придать комнате колорит Страны восходящего солнца. Правильно подобранный текстиль обогащает интерьер, расставляет необходимые акценты, оживляет пространство, благодаря чему складывается определенный образ и возникает гармонирующее с ним настроение.
Картины-батики превосходно вписываются в современный дизайн помещений. Силуэты фигур, символические и условные образы животных, абстрактные композиции, характерные трещинки от воска несут в себе ярко выраженное декоративное начало и прекрасно подходят для оформления интерьеров домов, отелей и ресторанов. Композиции могут быть выполнены на кусках ткани разных размеров, а используют их не только в качестве настенных панно: если росписью задрапировать стену полностью, это создаст неповторимый эффект, особенно при оформлении помещения в этническом стиле. Ткань прекрасно гармонирует с такими естественными материалами, как камень, бамбук, дерево.
В наши дни слово «батик» стало гораздо более многозначным, чем было в период своего рождения в Индонезии. Сейчас так называют практически все виды ручной росписи ткани: узелковый батик, холодный батик, горячий батик, свободную роспись, роспись с помощью аэрографа.
Классический батик — это способ украшения ткани с помощью расплавленного воска, парафина, смолы или других подобных веществ. Хотя такой метод был известен еще со времен Древнего Египта, родиной его считается Индонезия. Он является прообразом современного горячего батика. Существует версия, что название «батик» произошло от яванского слова «нтик», означающего «создавать из пятнышек». Изготовление высококачественного батика требует исключительного терпения. Процесс начинается с нанесения на кусок белого шелка или хлопчатобумажного полотна абриса будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно покрывают воском и окрашивают снова. При использовании техники горячего батика эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при более частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. В прошлом воск наносили заостренной бамбуковой палочкой-пером, позднее — кистью или традиционным инструментом — чантингом. В настоящее время используют изобретенный европейцами батик-штифт. На заключительном этапе нанесенный на ткань воск надламывают, и образуются трещины, в которые добавляют красители разных цветов. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом. В результате на полотне остается рисунок трещин. Этот технический прием называется кракле.
Горячий батик может быть выполнен на хлопке или шелке. На хлопке лучше смотрится грубоватый или геометрический рисунок. Кракле можно использовать при изготовлении декоративных подушек, покрывал, чехлов для мебели — в сочетании с панно на стене они придадут окружающей обстановке неповторимое очарование. Подобные предметы интерьера могут быть сделаны также в узелковой технике.
Узелковая техника зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный даже новичкам. Ткань перевивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. После развязывания места свивки остаются непрокрашенными. Эта техника имеет много названий: лахерия, бандхни, тритик, планки. При всей простоте исполнения результаты получаются самые разнообразные, ведь ткань можно перевить веревкой разной толщины, шнуром, лентой, или просто завязать узлом. Результат зависит от системы завязывания: можно получить рисунок из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос, их сочетаний. Ткань может быть перевязана таким образом, что после окрашивания на месте распущенных узелков возникает изображение стилизованного цветка, листа и т. д. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы, камешки или другие фасонные детали, чтобы получить узор в виде пробелов определенной конфигурации.
Изготовленные по приведенным выше техникам обивка дивана и декоративные подушки придают обычной квартире вид роскошного шатра, становятся акцентом и ярким пятном, контрастирующим с серостью улиц и притягивающим взгляд в гостиной, будуаре, детской. Также эффектно смотрятся постельное белье, салфетки, скатерти, покрывала, выполненные в узелковой технике.
Сегодня в художественной среде очень популярна роспись по шелку, или так называемый холодный батик. Аналогичная современной роспись появилась в IV веке в Японии, где технологии украшения ткани развивались оригинальным путем. Как и многое другое, это было обусловлено географической изоляцией страны, самодостаточностью и своеобразием ее культуры. В Японии для оформления интерьеров широко использовали ширмы с расписанными тканями. Их украшали живописью, каллиграфией и стихами. Использовавшиеся при этом художественные приемы, техника, сами материалы (тушь, шелк) весьма близки к китайской культурной традиции. Подобная техника росписи требовала огромного мастерства. Шелк предварительно обрабатывали специальными составами, рисовым крахмалом, квасцами, и на нем писали, как на бумаге, полусухой кистью. Готовое полотно производило изумительное впечатление и представляло собой некий элемент роскоши в традиционно лаконичном японском интерьере.
В настоящее время эта техника называется свободной росписью и подразумевает в основном применение холодного батика. Из сочетаний шелка, воды и краски рождаются удивительные композиции.
Холодный батик отличается от горячего тем, что резервирование осуществляется холодным способом. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер.
Холодный батик выполняют в основном на разных видах шелка (крепдешин, туаль, шифон). Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки. Разный диаметр трубочек позволяет создавать линии различной толщины. Когда определены границы, на чистый белый шелк наносят краску разными способами и получают растяжки цвета, переходы от одного к другому и разнообразнейшие эффекты, посыпая окрашенную поверхность солью, мочевиной или красящим пигментом. На заключительном этапе холодный батик запаривают. Лучше делать это на фабрике, но возможно и в домашних условиях. В настоящее время существует большое количество красок, которые на заключительном этапе запаривают, проглаживая утюгом.
Шелковые панно эффектны, выразительны, ярки. Великолепно выглядят расписные шторы, покрывала, пологи и панно в детских комнатах. Легкие, яркие тона и четкие рисунки очень нравятся детям. Изделия, выполненные в технике холодного батика, весьма выигрышно смотрятся «на просвет», когда рисунок как бы подсвечивается изнутри. Этот так называемый витражный батик используют для создании абажуров настольных ламп и торшеров, а также штор на окнах.
В современных минималистических интерьерах шторы, выполненные в такой технике, будут притягивать к себе взгляд, особенно в ясную погоду, когда шелк, подсвеченный солнцем, создаст ощущение праздника. На Западе эту особенность витражного батика широко используют в культовых сооружениях.
Огромное значение имеют структура и фактура ткани, поэтому важно правильно подобрать материал для росписи. Для абажуров в восточном стиле, занавесей, пологов и балдахинов над кроватями подойдет тонкая полупрозрачная ткань, а постельное белье, покрывала, декоративные подушки, портьеры, обивка мебели и стен требуют более плотного материала. Важен исходный цвет полотна, переплетение нитей, которое использовалось при его изготовлении: полотняное, cаржевое, трикотажное, жаккардовое или парчовое. Легкие полупрозрачные ткани в сочетании с монументальными росписями создают удивительные композиции для оформления окон. Используя разные техники обработки и полотно различной структуры, можно добиться самых разнообразных эффектов для оформления интерьера в любом стиле. Кстати о стиле. Опытные дизайнеры не раз доказывали: натуральный шелк отнюдь не является лишь обязательным атрибутом восточной традиции, непривычной для европейца. Он уместен как в классической, нередко перегруженной деталями обстановке, так и в авангардном, выполненном в ключе минимализма интерьере. Именно в последнем начали использовать роспись по шелку с помощью аэрографа.
Аэрография представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью пульверизатора, при этом можно использовать разнообразные красители в аэрозольной упаковке. В тех случаях, когда необходимо получить ровно окрашенную поверхность, аэрограф просто необходим. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя трафареты-маски, а также сухие растения, кружева, пуговицы, бусы, всевозможные сетки, листы бумаги и т. д.
Гардины, покрывала, панно, выполненные методом аэрографии, прекрасно вписываются в современные минималистические интерьеры. Они помогают расставить необходимые акценты, не перегружая пространство.
Кроме классических способов ручной обработки ткани, появляющиеся на рынке краски и сопутствующие материалы значительно обогатили практику художественной росписи с точки зрения получения оригинальных эффектов. Используя такие краски, можно добиться полной схожести готовой работы с аппликацией, вышивкой бисером и стразами.
Батик и роспись по ткани — искусство интересное и увлекательное. Однако может возникнуть вопрос: стоит ли заниматься ручной росписью в наш индустриальнокомпьютерный век, когда на прилавках магазинов такое изобилие материалов на любой вкус, самой разнообразной фактуры и расцветки.
Но, возможно, именно в ручной работе наилучшим образом проявляется индивидуальность человека, например, когда он придумывает неповторимые узоры и украшает ими одежду, предметы интерьера. Даже одна-единственная вещь, сделанная своими руками, может наполнить дом теплом, уютом и душевным комфортом. Используя любую из перечисленных выше техник или сочетая их, можно создать совершенно уникальный дизайн спальни; яркую и жизнерадостную, наполненную светом детскую; строгую, лаконичную обстановку кабинета; уютную и комфортную гостиную; оригинальные и стильные залы ресторанов, кафе, клубов; приветливые и располагающие приемные и комнаты переговоров, а также найти множество других интересных решений — все будет зависеть лишь от мастерства и вкуса дизайнера и кошелька заказчика. Это безусловно важно и перспективно для сегодняшней России, где многие люди понимают, сколь необходим изысканный интерьер не только в публичном месте (ресторане, гостинице, ночном клубе), но и в собственном доме или квартире.
Алевтина Жильцова
myHouse.ru »2011-3-16 15:58