История возникновения бумаги известна более-менее достоверно. По преданию, некто Цай Лунь удостоился титула «бумажного князя», осадив слой шелковых волокон на старой рыболовной сети. Так в самом начале второго века нашей эры (105 г.) была получена первая в мире бумага. Но едва речь заходит об ее, в общем-то, простой производной, об обоях, как определенность сразу исчезает, даты становятся примерными и ненадежными, как и сама бумага.
Не исключено, что китайцы стали украшать стены своих жилищ бумагой сразу же после ее изобретения. По крайней мере, в Японии с древних времен толстой бумагой разгораживали помещения и завешивали окна. Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от капризов моды и разнообразия вкусов. Образцы старинных расписных обоев и сегодня украшают лучшие музеи мира.
В Европе в течение многих веков копировали китайские обои, правда, нередко принося в роспись "стенных бумаг" родные сюжеты. Известно, например, что в 1481 г. Людовик ХХI приказал заплатить придворному художнику 24 ливра за роспись 50 бумажных свитков благочестивыми изображениями. В дальнейшем лавры первенства в массовом промышленном изготовлении обоев достались извечной сопернице Франции - Англии.
В 17-18 веках в странах Западной Европы большой популярностью пользовались так называемые фальшивые шелка. Делали их так: на грунтованную поверхность бумаги насыпали обрезки шелковых нитей, грунт высыхал, шелк приклеивался. Создавалась полная иллюзия ткани. Кстати, подобными обоями был украшен и Лувр - резиденция французских королей, и замок герцога Армана-Жана дю Плесси, кардинала де Ришелье.
Рулоны Робера
До 19-го века обои изготовляли отдельными листами и раскрашивали вручную по трафаретам или печатали рисунок при помощи так называемых манер - особых ручных печатных форм, какими в Китае пользовались еще в 10 веке. Идея непрерывной бумагоделательной машины принадлежит французу Луи Роберу. В 1799-ом году появилась возможность получать бумажные обои не отдельными листами, а в рулонах. Однако внедрение метода Робера в практику потребовало многих лет и многих усовершенствований. Предприятие Робера, а потом и семейства Пате обосновалось в одном из чудеснейших мест в Европе - в городке Чален-сюр-Марн, в 130 километрах от Парижа, который является столицей провинции Шампань, знаменитой на весь мир своими… правильно, шампанскими винами. В окружении бесподобного пейзажа, ласкающего взор своими холмами, покрытыми виноградными плантациями, где каждая деревушка хоть раз была упомянута в истории Франции, обойных дел мастера создавали свои шедевры, которые после наполеоновских войн покорили весь мир.
Кстати, в Англии в то время изготовление листов бумаги большой длины было запрещено. Производители бумаги платили акциз (налог) с каждого листа, и казна не желала лишаться его. А Франция вела войны, ей было не до обоев, тем более что еще с 1777 г. ввоз французских обоев в Англию был запрещен.
«В гостиной штофные обои…»
В первой трети 19-го века изобретение Луи Робера дошло, наконец, и до России. Первым зданием, в интерьере которого преобладали бумажные обои, стал Елагин дворец в Петербурге в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим К. Росси. «Почтенный замок был построен, как замки строиться должны: отменно прочен и спокоен, во вкусе умной старины. Везде высокие покои, в гостиной штофные обои, царей портреты на стенах, И печи в пестрых изразцах...» Так описывал дворец А. Пушкин в «Евгении Онегине». (Кстати, штоф – это тяжелая шелковая или шерстяная ткань с рисунком) Французы помогли открыть под Петербургом и первую отечественную фабрику обоев, которая выпускала продукцию, "сравнимую с французским оригиналом по рисунку и качеству..." (из газетной рекламы тех лет). Любопытно, что обои клеили не прямо на стены или бумажный подслой, как сейчас, а на холст, натянутый на деревянный подрамник. Его-то и прикрепляли к стене. Таким образом, по обе стороны обоев проникал воздух. Дорогие обои медленнее сырели, меньше деформировались и не так выцветали. Их можно было снять, почистить и, если нужно, заменить холст. Вот почему в том же Елагином дворце обои сохранялись бессменно по двадцать лет.
Кто отравил Наполеона?
Не исключено, что именно английские обои стали причиной загадочной смерти Наполеона Бонапарта в 1821 году на острове Святой Елены. Дело в том, что в последние годы жизни на острове Наполеон стал чувствовать слабость, появились систематические расстройства пищеварения, головные боли, он стал раздражительным и нервным. При этом он стал резко полнеть, его буквально разносило не по дням, а по часам, появились отеки, стали хуже работать почки. Современные анализы волос Наполеона показали чрезвычайно высокое содержание в них мышьяка, отравление которым в малых дозах очень напоминает ту картину, которую мы только что описали. Одно время было подозрение на целенаправленное убийство (кстати, Наполеон так и написал в завещании: "...умираю отравленный английской олигархией..."). Однако позже анализы образца обоев, которыми была обита спальня и гостиная Наполеона, открыли интереснейшую картину. Обои были украшены рисунком из краски на основе так называемой "шиловой зелени", которая в свою очередь является соединением мышьяка. Она довольно часто применялась в начале века, но затем от нее отказались из-за бесконечных отравлений мышьяком на обойных фабриках. Так вот, содержание мышьяка в «наполеоновских» обоях составляет 0.12 г/м2, в то время когда верхний токсический предел для подобного рода покрытий многократно ниже только 0.012 г/м2, что в десять(!) раз меньше. Медицинские расчеты показывают, что подобное "ползучее отравление" вполне могло иметь место. Ровно через 40 лет после изобретения Робера, в 1839 г., У. Престону, мастеру-печатнику фирмы братьев Поттер, пришло в голову, что машина для печати на коленкоре, которую он обслуживал, вполне может печатать и обои.