Фрески для бедных
Сначала «картина мира» на стенах домов ограничивалась свойствами отделочных материалов. Мрамор и металл, кожа и дерево, а также ткань - первые обои представляли собой текстильную продукцию, поставлявшуюся из стран Востока. Натянутые на рамы индийские и китайские ткани служили украшением интерьеров, исполняя роль красочных декоративных панно.
Первые обойные фабрики появились в XVIII в. в Англии, которая переняла опыт Китая, где производство бумаги, налаженное с незапамятных времен, достигло пределов совершенства. Китайский опыт так же успешно распространяется и во Франции: здесь в роли обойщиков выступали в те времена так называемые «доминотьеры» - изготовители карточных колод, иными словами, печатники. Вот так чрезвычайное распространение игры в карты, а также искусная сноровка в вырезании печатных форм для нанесения орнамента поспособствовали превращению обойного дела в одну из передовых отраслей индустрии.
Поначалу обои изготовлялись следующим образом: полоса бумаги составлялась из нескольких квадратов, на которые наносился печатный узор, или набойка. Раппортом - повторяющимся в определенной последовательности орнаментом - служили букеты, гирлянды, фигурки людей и животных, деревья, а также абстрактные арабески. Затем, с изобретением писчебумажной машины, стало возможным производить полотна бумаги произвольной длины. Рисунок наносился на них сначала штампами вручную, а затем механизированными валами. Таким образом, развитие промышленности в XIX в. сделало обои доступными для представителей среднего сословия, не преминувших начать украшать свои жилища бумагой в виде тисненой кожи или облицовки дорогими породами дерева и камня. Обои называют фресками для бедных.
Постепенно подражание текстуре всевозможных материалов становится почти ювелирным искусством, создающим полное впечатление натуральности изображения. С целью «прорубить окно» в мир прекрасного современные фабрики и теперь производят бумажные покрытия, назначение которых - имитировать отсутствие стен. Вместо стены в мушку или полоску - парковый пейзаж, манящий далью тропинок, беседки, увитые плющом, или лазоревый простор небесного свода, простирающийся за иллюзорной балюстрадой с белыми аллегорическими статуями: как бы и вовсе нет стен. Прохаживаясь по периметру помещения, вы ощущаете себя у балюстрады усадебного парка. Обои «разрушают» стены, остальное дорисовывает воображение.
История с манерами
Развитие обойного дела сопровождалось, с одной стороны, механизацией, то есть упрощением процесса производства, а с другой - превращалось в особое искусство, соревновавшееся с изощренными видами ручного творчества. Особую роль в истории этого дела сыграла фабрика Zuber, основанная Жаном Зюбером в конце XVIII столетия. Мастера этой фабрики научились превращать бумагу в сложнейший рельеф, напоминающий патинированную бронзу или медную чеканку, фарфор и тисненую кожу, резную слоновую кость, а также рытый бархат, фактура которого достигалась креплением на бумаге тончайших волосков стриженого сукна.
Колоссальный ассортимент фабрики сегодня воспроизводит орнаменты в стиле разных исторических эпох от античности до Ар Нуво. Реноме фабрики во многом обязано виртуозной технике печати, ведущей историю с момента основания Zuber и доведенной до вершин совершенства. На изготовление печатных форм, или манер, которые по сей день используются в производстве заказных обоев, уходили месяцы и годы. Использовалось ценное грушевое дерево, обладающее повышенной прочностью плотной текстуры.
С ростом производства формы все больше усложнялись, росло их число, а также количество применявшихся при печати цветов. Особенно трудоемким стало искусство сценических обоев, поначалу служивших дешевой альтернативой гобеленам, которые воспроизводили картины дворцовой жизни и античные сюжеты. Постепенно в моду входят панорамные обои, сюжеты которых вдохновляются странствиями первооткрывателей и романтической страстью к экзотическим странам. Уникальная панорама «Эльдорадо» с видами аборигенов далеких островов составлена из 24 панелей. На них нанесено 210 цветов, благодаря чему тональная градация обрела тончайшую светотеневую нюансировку, создав впечатление пространственной глубины изображенного ландшафта. Для получения этого эффекта сто мастеров трудились в течение двух лет, вырезая 1554 печатных блока.
Для панорамы же под названием «Виды Северной Америки», в которой было задействовано 223 оттенка, понадобилось изготовить 1690 блоков. Знаменитое изображение так понравилось Жаклин Кеннеди, что она заказала его фабрике Zuber, которая исполнила копию, украшающую теперь зал приемов Белого дома. Чтобы приобрести желанную копию панорамы, созданной в XIX в., или любого понравившегося вам орнамента, скажем, гротесков дома императора Нерона, совершенно необязательно быть супругой президента. Надо воспользоваться услугами фабрик, специализирующихся на производстве обоев по старинным технологиям. Финансовые затраты окупятся качеством уникального изделия, а также возможностью при случае снять его со стены по специальной технологии: в целях сохранения трудоемкого произведения бумагу «дублируют» на тончайшую ткань - муслин, который в свою очередь клеится на еще один слой бумаги. Технология эта получает все большее распространение в наши дни, так что вы можете легко переезжать в другую квартиру вместе со «стенами» прежнего дома.
Конечно, почувствовать себя посреди лагеря колонистов, наблюдая нравы и обычаи аборигенов, безопаснее в Белом доме, чем в собственном. Однако виды райских кущ с цветущей сакурой не помешают в пространстве квартиры и развлекут взор. Фабрика De Gournay, как и Zuber, знаменита производством эксклюзивных обоев, главное достоинство которых составляет ручная роспись по шелку в стиле шинуазри, иначе - в китайском. «Китайщина», модная XVIII в. в Европе, и особенно в Англии, дала импульс к развитию европейского производства. Метод изготовления шелковых обоев дает большую свободу рисунка, в котором по вашему желанию можно менять расположение компонентов: пересаживать с ветки на ветку птиц, «наращивать» и «подрезать» деревья, разнообразить цветы. Подвижна и тональная гамма, которую вы выбираете, экспериментируя над камзолами или платьями изображенных фигурок, мастью коней и кронами кустарников.
Чтобы украсить стены дома шелковыми обоями в технике батика, из Англии вызывают специальных мастеров, которые владеют секретами их ручной росписи и оклейки: это продукция класса люкс, делающаяся штучно, на заказ.
Расширение ингредиентов
Разница между свойствами обоев, созданных по современным технологиям, и образцами, воспроизводящими исторические стили, очевидна. Если в одном случае культивируется сама идея ручной выделки, то в другом - математически выверенная точность машинного качества. В «тесто» современных обоев вплавляется большое количество ингредиентов, художественные качества которых должны находиться в практической взаимосвязи с функциональными. Чего только не добавляют в свои творения обойных дел мастера, чтобы получить высокопрочные и шумозащитные покрытия - свойства, не вполне ассоциирующиеся с бумагой... Кстати, современный «прорезиненный» состав такой бумаги обладает высокими антивандальными показателями. Кроме коэффициента прочности, дизайнеры добиваются за счет добавок и воспроизведения оригинальных фактур, включая в полотно обоев разные предметы: мелкие и крупные, например, стебли папируса или металлические вкрапления.
А у дизайнеров компании Marbourg в «тесте» оказались даже осветительные приборы в виде люминесцентных трубок. Сияя в прозрачных просветах плотных обоев, к которым подводится электросеть, они создают эффект свечения самой стены. В комнате с такими стеновыми покрытиями вы легко почувствуете себя на борту шикарного авиалайнера, тем более что кроме общего стального тона «обшивки» это подчеркивается знаковыми указателями входа и выхода.
Обои в стиле хай-тек создают урбанистическую среду, в которой уют частного дома уступает преимуществам общественных пространств. Так что если вам будет сложно выбрать между изяществом дворцового стиля и новизной высоких технологий, не сомневайтесь: выбирайте обои, в «ткань» которых вплавлено листовое золото в 24 карата. Вечная ценность материала дополняется в них качеством дизайнерского исполнения. Будь то хай-тек или дворцовый стиль, ясно одно: скоро стены будут мерить не в квадратах, а в каратах.
Ирина Коккинаки
myHouse.ru »2011-3-16 16:01