Фёдор Михайлович Достоевский терпеть не мог жёлтого и в переписке с супругой умолял её не перекрашивать стены их дома в жёлтый, а тем более в красный цвет. "Красный — источник всех зловредных эмоций, а особенно бешенства и нетерпимости", — утверждал писатель и не без основания наряжал своих отрицательных персонажей в рубахи и халаты агрессивной расцветки.
А Гюстав Флобер, напротив, в своём кабинете, оббитом бордовым шёлком, чувствовал умиротворённость. Как после бокала хорошего красного вина.
"Жёлтый — король всех цветов, это тепло и свет", — неустанно проповедовал знаменитый солнцепоклонник Максимилиан Волошин, оформляя свой дом в Крыму "медово-янтарными" драпировками. Как бы в пику Василию Кандинскому, который в жёлтом находил немало наглости и сравнивал этот цвет с высоким звуком трубы. Свой особняк под Парижем основоположник абстракционизма лично выкрасил в девственно-белый цвет. "Белому безмолвию" он поклонялся так же восторженно, как и его великий современник — поэт Борис Бугаев, он же Андрей Белый …
Положим, великие мужи точно знали, чего хотят от интерьера, и к услугам дизайнеров не обращались. С женщинами, а тем более известными, — всё сложнее. Порой именно от дизайнера, его такта и вкуса зависела их дальнейшая творческая и личная судьба. К примеру, Матильда Кшесинская, прима-балерина Петербургского Императорского театра, чья слава гремела по всей Европе. В 1903 году она принимает "августейшее подношение" в виде роскошного особняка в стиле модерн, построенного по проекту модного тогда архитектора А. Гогена. Началось обустройство. Кшесинская мечтала о тяжёлых лиловых портьерах, коврах цвета морской волны и мебели в готическом духе. Грезила о буфетах, похожих на соборные органы, дубовых креслах с высокими арочными спинками. "Мадам, с вашим маленьким ростом и бледным цветом лица нетрудно затеряться в эдаком храме", — рискнул заметить архитектор. Мадам, видевшая себя во снах царицей самого модного богемного салона Петербурга, на удивление быстро согласилась. Роль 35—летней девочки, допущенной к первому причастию, её совсем не вдохновляла. Итак, большой зал был облицован бело-розовым мрамором. Изящная, лёгкая мебель — обтянута белым шёлком. Зеркальные двери — задрапированы каскадами серебристых шнуров. Повсюду пальмы и маленькие гроты с журчащими ручейками. И посреди этого великолепия, по замыслу дизайнера — хозяйка в чёрном платье-"футляре", с жемчужными бусами до пояса и с длинным перламутровым мундштуком в тонкой руке. Кшесинская почувствовала себя счастливой и похорошевшей. На А. Гогена посыпались заказы один другого солиднее.
Раздеть — раздели. А что дальше?
Сегодня — время новых возможностей, время новых представлений о комфортном жилище и, увы, новых проблем. Скажем, как дизайнеру сориентировать человека в многообразии всех стилей и направлений, вдруг нахлынувших на него со всех сторон? После эстетики коммуналок, "хрущоб" и номенклатурных румынских стенок для многих это превращается в настоящую драму выбора. Ведь известно, что каждому стилю свойственна своя собственная колористика. Например, идею успеха барокко выражают в рубиново-изумрудно-золотистых оттенках, а независимость hitecha — это прежде всего "металлическая" гамма. А как быть с клиентом, который хочет ампирные полосатые обои типа "декабрист" совместить с абстрактными полотнами и барочным изобилием на гнутых ножках? Великий минималист Джорджио Армани, создавший недавно свою собственную линию мебели — Armani Casa, по этому поводу говорит весьма определённо: "Чтобы стать хорошим дизайнером, нужно быть талантливым психотерапевтом". Действительно, дизайнер обязан знать всё не только о стилях, ценах и технологиях, но и умело совмещать личность клиента с пространством, в котором именно этому человеку хотелось бы обитать. Потому что, кроме светлых идей и чистых стилей, на несколько лет остаются интерьеры, где стоимость и престижность уступают место иным ценностям. Когда вечером усталый человек приходит домой, ему всё же важны покой и уют. "Свой стиль, — утверждает Армани, — это определение своего уровня психологического комфорта". Минималистическая гамма — это прекрасно, это свидетельство "экологии мышления" и тонко развитого вкуса. Но когда она навязана обитателям извне, то рано или поздно подобная телесная нагота им наскучит. И захочется чего-нибудь "эдакого", трудноопределимого, но обязательно с перцем и кетчупом.
Аккупунктура нервных окончаний.
Тенденция к оживлению минималистических интерьеров цветовыми акцентами, — пожалуй, наиболее заметная черта в современном дизайне, что красноречиво подтвердил Миланский салон-2001. Со стороны линии в конструкции мебели — это её очевидная закруглённость, по сравнению с жесткой геометричностью прошлых сезонов. Со стороны цвета — триумфальное шествие триады — алый, чёрный, белый, — при господстве и руководящей роли серого. Недавнее увлечение неомодернистским лиловым, сменилось ажиотажем вокруг карминно-алого. "Революционные" покрывала, "лежанки" в духе Ле Корбюзье и кресла от фирмы EDRA в виде роз, спиралей и губ на фоне серых стен выглядят довольно провокационно. Мода на объёмные пуфики цвета пылкой страсти (метр на метр двадцать) расцвела пышным цветом. Теперь они с известной долей нахальства располагаются в центре зоны отдыха — там, где традиционно стоял журнальный столик. Последний в буквальном смысле пал ниц перед напором дизайнерской мысли — его высота неуклонно идёт на убыль. Столешницы "тают" на глазах, как льдинки, в своём стремлении превратиться в некий чёрно-белый графический знак.
Кстати, об иероглифах. Восточная тема с явными японскими интонациями, как и раньше, звучит во весь голос. Экзотические аксессуары повторяют характерную для этой культуры связь чёрного и красного на белом фоне. Им вторят нейтральная по цвету джутовая отделка, неокрашенная керамика нарочито упрощённой формы и чёрные лаковые миски и подносы. Даже в конструкции отдельных видов мебели нашли отражение восточные мотивы, — например, в столике со слегка вогнутой, как лепесток цветка, столешницей. Чтобы осознать смысл предмета столь странной формы, следует просто поставить на его поверхность чашку. Можно не беспокоиться — она достаточно ровная для того, чтобы удерживать предметы. Но при этом достаточно эффектна и необычна, чтобы считаться писком моды.
И ещё один хит нынешнего сезона — возвращение на сцену несколько подзабытого с 70-х годов оп-арта. Это художественное направление в своё время смело раздвинуло границы формы, вводя в обиход оптические эффекты, от которых слегка рябит в глазах. Но в небольших дозах и в соседстве с алым подобный декор, как утверждают психологи, активизирует воображение и оживляет чувства.
Итак, все эти идеи подтверждают главную тенденцию: внести в спокойную ахроматическую гамму интерьеров возбуждающую динамику, основанную на контрастах цвета и иллюзорных эффектах. Следование ей может быть обусловлено разными причинами: стремлением достичь определённого эмоционального воздействия, способом подчеркнуть характер пространства или просто желанием следовать моде ради моды. Но как бы там ни было, цветовой образ жилища должен, прежде всего, устраивать его владельца. Как говорится, чтобы потом не было мучительно больно…
По материалам www.m-style.com.ua
myHouse.ru »2011-3-16 20:22