В архитектуре были сформулированы новые принципы градостроительства: социальная направленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимым потребностям обитателей, в связи с чем проектируются малогабаритные "минимальные квартиры". Это сопровождалось внедрением в жилищное строительство новых конструкций и материалов: монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций. Были установлены своего рода нормы "минимализированного благополучия", которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Время рационализма и утилитаризма принесло и в искусство внутреннего убранства дома простоту, гармонию и цельность. "Простота - не проста", "меньше - значит больше" - эти афоризмы Миса ван дер Роэ, талантливого архитектора XX века, стали сутью интерьера не только 20-30 годов, но и всего столетия. Ничто лишнее не "цепляет" взгляд, все функционально, продумано, взвешено. Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон - дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутри создавался интерьер нового времени.
Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры - все это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов. Школы дизайна, создаваемые в то время учили создавать не отдельные, пусть и гениальные вещи, а конструировать обстановку в целом, создавая весь мир окружающих человека предметов. При этом главным был не внешний вид, а функциональность предметов. Мебель рассматривалась как "аппарат для сидения", в ее облике преобладали прямоугольные плоскости и четкие конструкции.
Все вещи, спроектированные конструктивистами - мебель и интерьеры в целом - отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты - блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи.
Художники-конструктивисты создают новаторские ткани, одежду, посуду, в которых ясные и простые по форме цветовые пятна в сочетании с четкими колючими линиями и броским шрифтом создавали характерные для эпохи вещи-плакаты.
Стяги, транспаранты, немыслимые супрематические конструкции и лозунги - такова эстетика 20-30 годов, эпохи революций и социальных катаклизмов.
На смену конструктивизму после войны приходит стиль, условно названный сталинским ампиром.
Ампир возник впервые при Наполеоне, как "стиль победителей", и характерным для него является обилие военной символики в украшениях, орнаментах: знамена, шлемы, мечи и щиты, шнуры, золотые кисти и бахрома - напоминание о генеральских эполетах.
В послевоенной России этот стиль возник и как противовес довоенной официальной аскетичности. Скромность в быту была почти государственным принципом, ею гордились, ее выставляли напоказ вожди.
В послевоенное время утвердившийся ампир, с его своеобразной строгой роскошью, был некой компенсацией за годы лишений. В Москве появляются первые высотки, преобразившие облик города, сделавшие его узнаваемым. Квартиры в строящихся домах больше походили на жилье буржуазного Петербурга начала века: высокие потолки, большие комнаты, лепнина, паркет, массивные деревянные двери.
Внутреннее убранство квартир тоже соответствовало этому стилю: появляется массивная мебель из натуральной древесины, тяжелые и сложные драпировки на окнах из плотного шелка, подхваченные кистями, хрустальные люстры, чистошерстяные ковры. В интерьерах появилась бронза и позолота - дверные и мебельные ручки, пепельницы, массивные лепные рамы картин, изображавших счастливую солнечную жизнь советского народа, светлые пейзажи и яркие натюрморты, словом, все то, что художники-авангардисты послереволюционной эпохи считали пошлым и буржуазным.
Мягкая мебель опять стала мягкой: диваны обрели круглые мягкие подлокотники, кожаную обивку, высокие спинки, отделанные деревом и украшенные зеркальной вставкой с полочкой, на которую модно было, особенно в провинции, ставить череду слоников "на счастье".
Вернулись в дома горки с хрусталем и фарфором, и, хотя вместо фарфоровых пастухов и пастушек, украшением служили еще бюсты вождей (от гипсовых до мраморных и бронзовых), послевоенный советский быт стал близок к идеалу мещанских и мелкобуржуазных квартир дореволюционной России: салфетки и салфеточки, фикусы и пальмы в кадках, абажуры с кистями и бархатные скатерти.
Такой вот круговорот произошел в интерьере к середине прошлого столетия. Сегодня все это стало историей. И именно поэтому создание интерьеров в подобном стиле вполне возможно. Более того, грамотная стилизация под "сталинский ампир" или конструктивизм 20-30 годов говорит в наше время о вкусе и интеллекте хозяев.
Источник: Энциклопедия ремонта и дизайна
myHouse.ru »2011-3-16 15:38