Керамическая плитка – это изделие, которое изготовлено из смеси глины разных сортов с добавлением других натуральных компонентов, спрессованное под давлением около 500 кг/кв.см и обожженное в печах при температуре от 1040 до 13000С (в зависимости от типа). К важным свойствам этого материала можно отнести легкость в уходе, прочность, долговечность, в некоторых случаях – морозостойкость. Благодаря этим качествам керамическая плитка давно стала популярным и даже незаменимым материалом при отделке как жилых, так и общественных помещений. При выборе керамики нужно учитывать одновременно как эстетический, так и технический аспекты.
Чтобы глаз радовало
Современный рынок предлагает своему покупателю огромный выбор керамической плитки. Поэтому прежде чем совершить покупку, необходимо мысленно проделать очень важную работу – представить, как данная плитка будет выглядеть уже в отремонтированном помещении. Ведь керамическое изделие, представленное в магазине в единичном экземпляре, не обязательно будет хорошо смотреться, если этой плиткой отделать всю ванную комнату или, скажем, кухню. Здесь могут помочь дизайнеры, составляющие проект квартиры или загородного дома, а также продавцы-консультанты. Несмотря на огромный выбор рисунков, узоров и цветовых гамм, в современном дизайне керамических изделий можно выделить некоторые тенденции. По-прежнему модной остается классика, а особо полюбившиеся коллекции некоторых фабрик не исчезают из ассортимента по нескольку лет. Основной чертой классической плитки остается доминирование теплых пастельных цветов. А рисунок здесь чаще всего будет имитировать натуральный камень – мрамор, оникс, травертин и др.
Неугасающий интерес к сдержанной цветовой гамме легко объясним. Пастельные тона в жилом помещении не утомляют глаза и даже оказывают расслабляющее действие. При наличии в квартире нескольких ванных комнат дизайнеры советуют сделать так: ванную, предназначенную для ежедневного посещения, все-таки оформить неярко и сдержанно, а санузел для гостей – веселее, с использованием более насыщенных цветов. Хозяева такой квартиры получат двойную выгоду: и нервного расстройства не заработают, и гостей своих удивят.
Несмотря на популярность классических коллекций, дизайнеры не забывают и про яркие цвета. Сочная палитра присутствует в сериях многих фабрик, например, Glamour от Atlas Concorde или Twist от Impronta Italgraniti (обе – Италия). Совсем оригинально выглядит плитка, имитирующая картон, бетон или срез дерева.
Современная тенденция в керамическом дизайне – включение дополнительных декоративных элементов из зеркал, стекла, металла и даже дерева. Благодаря непривычному сочетанию материалов обстановка приобретает дополнительный шарм. Еще одно направление в данной области – горизонтальная укладка (по типу кирпичной стены), которая становится все более популярной. Также актуально использовать в облицовке сочетание различных форматов. Коллекции некоторых фабрик (например, Casa dolce Casa, Италия) специально рассчитываются таким образом, чтобы четыре-пять разных по размеру керамических плиток образовывали единый гармоничный узор.
При выборе формата керамической плитки желательно учитывать некоторые особенности зрительного восприятия. Если ванная комната не очень просторная, то в ней не стоит использовать настенную плитку больших форматов, поскольку это визуально уменьшит помещение. Не следует также злоупотреблять маленькой плиткой и покрывать ею все пространство – от частого созерцания мозаичной стены будут уставать глаза.
Обобщая все вышесказанное, хочется заметить, что на сегодняшний день в керамическом дизайне не существует каких-то незыблемых правил и стилевых направлений. Специалисты утверждают, что сейчас в моде эклектика, смешение всех стилей. Человек не ограничен в своем творческом порыве и волен создавать интерьер по своему вкусу.
Дорого, да мило
Изысканный дизайн – не единственная составляющая правильного выбора керамической плитки. Здесь важны и технические рекомендации к каждому отдельно взятому изделию. Специалисты подчеркивают необходимость соблюдения всех эксплуатационных свойств материала. Ведь можно купить очень красивую плитку, но плохо ее уложить. Поэтому при отделке стен, пола нужно учесть все составляющие: тщательное выравнивание поверхности, подготовку основы (стяжки), правильный подбор клеящего состава и затирки.
Принято делить керамическую плитку по функциональному параметру на настенную и напольную. Каждый вид обладает своими характеристиками.
Бикоттура – специальный термин, обозначающий эмалированную плитку двойного обжига, которая предназначена для облицовки стен внутри помещений. Эмаль, матовая или глянцевая, не обладает высокой прочностью, ведь не предполагается, что данный материал будет подвергаться механическим нагрузкам. Бикоттура внешне отличается от остальных плиток небольшой толщиной, красно-коричневой основой и маленьким весом.
Для покрытия не только стен, но и пола используется другой вид керамической плитки – монокоттура (один цикл обжига). Особенность этого вида – большая плотность материала, толстая основа плитки, износостойкая эмаль. Монокоттура может идти в серии с бикоттурой или составлять отдельную коллекцию. Это уже решает дизайнерский отдел фабрики. Впрочем, если покупатель не захочет вдаваться в такие подробности, в магазине продавцы сами отсортируют изделия по видам и сортам.
Наиболее важными характеристиками, которые обычно интересуют потребителя и с помощью которых можно определить пригодность той или иной плитки, являются поверхностная твердость, устойчивость к перепаду температур, сопротивление на изгиб, морозостойкость, устойчивость к стиранию и скольжению. Все числовые показатели запомнить невозможно, поэтому при покупке нужно подробно расспросить обо всем консультантов.
При выборе керамической плитки непременно придется столкнуться с такими терминами, как калибр и сорт. Калибр обозначает отличие фактического размера изделия от номинального, указанного в каталоге. Это – реальный размер плитки, который определяется после ее выхода из печи на окончательном этапе производства. Узнать, какого калибра плитка, можно по специальной маркировке на коробке; эту информацию должен предоставлять и продавец.
Керамическая плитка, как любой другой сложный технологический продукт, бывает разных сортов. Сортировка происходит на фабрике в соответствии с внешним видом изделия, его размерами и другими характеристиками. При этом допустимое количество плитки с дефектами, позволяющее отнести партию к первому сорту, составляет 5%, оценка качества поверхности производится с расстояния 1 м и при освещенности помещения 300 люкс. При нарушении каких-либо установленных норм плитка автоматически исключается из партии первого сорта. Как правило, изделия «seconda» ни в чем не уступают товару со значком «prima» по прочности, но имеют внешние дефекты – неравномерный цвет, нарушение геометрии рисунка. Процент плитки с дефектами, характеризующий партию как второй сорт, также не должен превышать 5% (оценка качества производится с расстояния 2 м). Информация о сорте плитки, как и о калибре, наносится на упаковку.
На петербургском рынке представлено огромное количество марок керамической плитки, причем цены здесь колеблются от 20–30 евро за кв.м и практически до бесконечности (некоторые производители на заказ могут изготовить и позолоченную плитку). Среди фабрик, продукция которых представлена на петербургском рынке, можно назвать Arkadia, Atlas Concorde, Ceramica di Treviso, Dado, Edilcuoghi, Eco Ceramika, Gardenia Orchidea, Fap ceramiche, Impronta Italgraniti, Monica, Naxos, Omega, Refin, Saicis, Tagina, TRV (все – Италия), Azuvi, Porcelanosa, Salcomar, Venis (все – Испания) и многие др. Кстати, такое солидное присутствие итальянских фабрик на мировом рынке объясняется тем, что керамическая плитка была придумана именно в Италии. Большинство вышеперечисленных фирм представляют собой фамильный бизнес, передающийся по наследству. Конкуренцию итальянским маркам составляют, в основном, только производители Испании и Германии.
Твердый как камень
Керамогранит – особый вид керамической плитки, имеющий свои особенности производства и технические характеристики. Другое название данного материала – грес (от итальянского «gres porcellanato»). Обычно это неэмалированная плитка одинарного обжига, изготавливаемая из светлых сортов глины. Среди выдающихся свойств греса можно особо отметить стойкость к воздействию химических веществ (в том числе и кислот), низкое водопоглощение и, как следствие, морозостойкость, прочность на изгиб, устойчивость к «термическому шоку» (перепаду температур), постоянство цвета под воздействием внешних факторов. В настоящее время гамма производимого керамического гранита очень разнообразна. Существует грес с матовой и полированной поверхностью, а также полуполированный, имитирующий обработку воском, фактуру «старого камня» и др. Вообще, сегодня появилось столько новых и необычных серий керамогранита, что за счет более высоких технических характеристик он существенно потеснил на рынке как обычную плитку, так и натуральный камень – мрамор, гранит и др.
Уже упоминалось о том, что керамогранит – это неэмалированное изделие. Однако есть вероятность встретить и глазурованный керамогранит, который будет стоить немного дешевле. Дело в том, что неэмалированный грес всегда прокрашивается на всю толщину – благодаря этой технологической особенности его поверхность истирается равномерно и сохраняет первоначальный цвет и рисунок. Глазурованная керамическая плитка этим свойством не обладает и быстрее потеряет внешний вид.
Среди фабрик, производящих керамогранит, можно назвать Atlas Concorde, Impronta Italgraniti, Casa dolce Casa, Capri Ceramiche, Casalgrande Padana, Cercom, Cipa Gres, D`Imola, Edimax, Iris Ceramiche, Iris Fmg, Keope Ceramiche, La Faenza, Lea, Monoceram, Padana Piscine, Pastorelli Ceramiche, Refin Ceramiche, Saicis (все – Италия), Porcelanosa (Испания), Paray (Франция), Nowa Gala (Польша) и многие др. Разброс цен на этот материал очень велик, но начальная стоимость колеблется в пределах 15–30 евро за кв.м.
Может возникнуть вполне закономерный вопрос: всегда ли стоит отдавать предпочтение гресу, когда речь идет о напольной поверхности? Оказывается, что для жилых помещений не имеет значения, чем покрыты полы – керамогранитом или глазурованной напольной плиткой. Другое дело – общественный интерьер (бизнес-центр, торговый зал), где каждый день проходит много людей. В этом случае лучше выбрать более износоустойчивый грес.
Керамогранит активно используется и при создании системы «вентилируемых» фасадов. С эстетической точки зрения и по цене оптимальными являются форматы 40х40, 45х45 и 30х60. При применении меньших форматов сильно возрастает стоимость несущей конструкции, при применении больших – стоимость плитки. Керамогранит обеспечит защиту здания и избавит от необходимости регулярной штукатурки и покраски стен.
Камин – неизменный атрибут стильного и респектабельного интерьера – тоже нуждается в облицовке качественными материалами. Для подобных целей подойдет любой тип плитки (не обязательно грес), ведь температура ее обжига составляет более 10000С, а температура на стенках камина не превышает 100–1200С. Здесь вопрос применения той или иной плитки в большей степени касается дизайна и наличия у производителя специальных элементов разных форм (углов, округлых бордюров). Но при этом обязательно нужно использовать специальные термостойкие смеси для облицовки и затирки межплиточных швов.
На ступень выше керамогранита по показателям прочности и износоустойчивости стоит клинкер – относительно новый материал на российском рынке. Данная плитка изготавливается путем экструзии (выдавливания из специальной формы влажной смеси), а не прессованием – это позволяет получать различные изогнутые формы. Клинкер обладает очень низким водопоглощением и широко применяется для облицовки бассейнов. К тому же этот материал кислотоустойчив, поэтому он используется в автомобильных и других технических центрах, где есть необходимость обработки полов кислотосодержащими средствами. Отдельная область применения клинкерной плитки – облицовка фасадов (имитация кирпичной кладки).
Получается, что керамическая плитка – это дизайн плюс технические особенности. Данные показатели неотделимы друг от друга. Добиться наилучшего результата и максимально эффективно реализовать задуманное можно, лишь сочетая обе характеристики. Ведущие производители керамической плитки преуспели и в том, и в другом.
Ирина ЛОБАНОВА
Журнал "Мир и дом"
myHouse.ru »2011-3-16 16:11