Не только уцелевшие в единичных случаях предметы мебели, но и их живописные изображения и упоминания в текстах доказывают, что в древности уже знали все основные виды мебели. В том числе стул, стол и сундук, который позже превратился в шкаф. В древности мебель умели богато украшать инкрустацией. Догреческие культуры (V-I тысячелетия до н.э.) - Древний Египет и Месопотамия - знали скамейки, треногие табуреты, стулья и кресла, различные варианты столов, кушеток, сундуков. Материалами (например, для роскошной египетской мебели, окованной благородными металлами и украшенной фаянсом и стеклом) служили разные породы дерева, тростник, пальмовые листья, сухожилья, кожа и т.п. Удобной по форме (в нашем сегодняшнем понимании), практичной и привлекательной мебель становится во времена античности (Древние Греция и Рим). Для позднейшего производства европейской мебели общее греко-римское искусство стало мощным источником вдохновения и подражания (ренессанс, классицизм). Античные художники были мастерами в отношении сочетания простоты, утонченности, реализма, изящности линий и комфорта, разработали классические мебельные формы, которые послужили образцами для последующих стилей. В античной мебели использовались различные виды орнаментов ("меандр" как самый характерный), основания в виде звериных лап и фигур грифонов (крылатых львов). В эти же века появились первые образцы складной мебели - стулья и небольшие столы.
В XII веке повышение жизненных запросов дворянства приводит к появлению роскошной обстановки для жизни, после аскетичной (часто переносной, что связанно с рыцарскими походами) мебели средних веков.
Происходит рост городов, развиваются пространственные искусства. Это отражается на подъеме ремесленного мастерства мебельщиков, приводит к их конкуренции, выделению из цеха плотников новых специалистов - столешников, сундучников, шкафников. В XIV веке изобретается "лесопильная мельница", что позволило облегчить тяжелые до этого конструктивные элементы мебели.
Художественная форма изготовления мебели, как и всякое творчество, определялась прежде всего общественным устройством в тот или иной период времени. Решающими факторами были и географическое положение, технические достижения, культурные запросы и вкусы заказчика. Под влиянием этих факторов мебель непрерывно изменялась и совершенствовалась.
История мебели знает несколько кульминационных периодов, когда художественные черты мебели могли по праву считаться "высоким искусством". И один из этих периодов - позднее средневековье или иначе - готика.
В начале XVII века общее повышение жизненного уровня и запросов привело дворянство к желанию иметь более роскошную "жизненную среду". Подобные тенденции особенно четко обозначились в городах, где развитие искусств более всего отражалось на ремесленных цехах.
Именно в этот период мебель стала привычным повседневным реквизитом - предметом интерьера.
Сундук в те времена был объектом творческого интереса и был символом благосостояния семьи. Его переднюю стенку обычно покрывали рельефы и ряды стрельчатых аркад. Украшениями также служили изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Орнамент зависел и от породы дерева. Так, например, в Южной Германии, Тироле и Австрии из хвойного дерева создавались лиственные завитки на синем или красном фоне. В Скандинавии, Англии, Северной Италии и Испании пользовалось хорошо обстругиваемое жесткое дерево. В других странах мебель украшалась завитками, кустами и гирляндами из цветов и плодов.
Сундук явился отправной точкой для нового предмета интерьера: из двух поставленных друг на друга сундуков возник другой важный вид мебели - шкаф. Он покоился на цоколе, средняя часть была увенчана карнизом.
Помимо этого изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и продолговатые, опирающиеся на широкие боковые щиты.
Однако центральное место в убранстве жилищ того времени отводилось кровати. На юге она стояла на приступках, а на севере снабжалась балдахином или полубалдахином. В XVI веке во Франции и в Нидерландах предпочитали иметь кровать непосредственно встроенную в деревянную обшивку стены.
Если предыдущие стили органично развивались друг из друга, то ренессанс, через тысячелетие избрал отправной точкой художественное наследие античности. Для мебели этого стиля характерны четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Родиной всех новых форм художественного выражения стала Италия. Корпусная мебель (сундук, шкаф) решаются как архитектурные сооружения, при этом декорируется, как правило, почти все. Используются различных форм колонны, пилястры, растительные орнаменты (например, очень популярный мотив - "акант", гермы, купидоны, гротески, арабески, плетенки, гирлянды, фестоны, львиные головы, грифоны и т.д. Столярное дело достигает в этот период очень высокого уровня. Цветовое решение мебели ренессанса - сдержано. Обыгрывается естественный цвет и текстура вощеной древесины. В это время был изобретен станок для выработки фанеры - это открыло путь для распространения техники фанерования, а вместе с ней приему украшения мебели интарсией. В отличие от предыдущих периодов до нас дошло много предметов мебели эпохи Возрождения разных школ, техник и стран. При кратком рассказе о мебели Ренессанса важно также отметить, что большое разнообразие ее образцов и направлений связано в том числе с огромной ролью ставшего особенно требовательным заказчиком и тем, что над их созданием трудились не только мастера ремесленники, но и проектировщики - художники, делавшие для них эскизы.
Безусловно, мебель всегда существовала для того, чтобы облегчить быт человека, улучшить интерьер, создать уют. Поэтому в разные исторические отрезки времени совершенствовалась технология изготовления, использовались новые и новые материалы. Неизменным осталось лишь одно - желание человека поспать в уютной кровати, пообедать за столом, располагающим к трапезе, посидеть в мягком и удобном кресле.
По материалам www.domsovet.ru
myHouse.ru »2011-3-16 20:24