Вот и телевидение – канал ТВС, уловив эту тенденцию, затеяло передачу под названием "Большой ремонт". Тем, кто по утрам в воскресенье любит поспать и телевизор не смотрит, поясним, цель передачи – рассказать и показать, как можно собственными силами преобразить самые обыкновенные типовые квартиры. Чтобы в действии была интрига, принять участие в ремонте приглашаются одновременно две семьи из одного дома. Но соседи делают ремонт не каждый у себя, а друг у друга. Дело это было бы довольно рискованным, если бы не руководили семейными командами опытные дизайнеры. К тому же на помощь отважным жильцам приходят различные фирмы, предоставляющие материалы для ремонта и обустройства жилья. Такое вот творческое переосмысление народной толоки – возведения дома всем миром.
Телевизионная толока наглядно демонстрирует миллионам зрителей возможности дизайнерского искусства, способного совершенно изменить скучный облик типового жилища, сделать его индивидуальным, функциональным и разнообразно красивым. И, естественно, опираются дизайнеры не только на законы красоты и гармонии, но и на новые технологии и современные материалы. В том числе и в области светотехники, поскольку, как известно, задача осветительных приборов в доме не только осветить пространство, но и преобразовать его, архитектурно обогатить, как-то трансформировать и подчеркнуть конфигурацию комнат, создать, наконец, определенное настроение. Поэтому и журнал "Иллюминатор" решил принять участие в передаче, предоставив дизайнерам, работающим с семейными командами, широкий выбор всевозможных светильников. И вот уже несколько передач было подготовлено при спонсорском участии "Иллюминатора".
Но, к сожалению, телевизионное время быстротечно. И далеко не всегда зрителям удается все рассмотреть, понять, вникнуть в детали. Поэтому мы обратились за подробностями к дизайнерам, придумавшим и воплотившим, на наш взгляд, наиболее интересные проекты, чтобы выяснить, какие осветительные приборы они использовали, как и почему.
Рассказывает дизайнер Роман Васильев
Комната, в которой пришлось работать нам, имела два назначения: первое – гостиная, второе – комната для проживания родителей. Так что двойное назначение этого сравнительно небольшого помещения значительно усложняло задачу. Кроме того, необходимо было выделить еще и место для гардероба, тоже отнимающего часть площади. Понятно, что сделать такую гостиную красивой, уютной, светлой и просторной было бы невозможно без использования самых разнообразных источников света.
Одним из таких источников в этой комнате уже служил огромный (на 500 л) не сдвигаемый аквариум. Мы добавили к нему четыре группы осветительных приборов, создав таким образом в помещении разнообразное архитектурное освещение. Прежде всего, это нарядная большая люстра в центре комнаты. Только одно ее сияние уже создает праздничную атмосферу в гостиной. Но как бы прекрасна и мощна ни была люстра, она как солнце и требует присутствия на небосклоне других светил – звезд. Поэтому в зоне мягкой мебели мы поместили два настенных светильника, которые при выключенной люстре создадут вполне интимное – "спальное" – настроение. Еще два верхних светильника повесили при входе (входная зона отсечена перегородкой – за ней прячется гардероб) – они зрительно расширяют пространство. И установили два напольных светильника, которые очень эффектно подчеркивают рельеф стен и как бы приподнимают потолок. Каждая из этих групп светильников может использоваться как самостоятельно, так и в различных комбинациях. В результате получается множество вариаций света и небольшая гостиная (она же спальня родителей) каждый раз выглядит по-новому. Сочетания верхнего и нижнего света, теплого и холодного, направленного и рассеянного позволяют создавать в комнате разные настроения. Интерьер постоянно меняется и просто не может надоесть. Я вообще посоветовал бы в любом помещении использовать не менее хотя бы трех групп светильников – только в этом случае можно играть с пространством.
Осветительные приборы выполняют, кроме прямых, еще и декоративные функции. Иногда невозможно – да в общем-то и не нужно – подбирать все группы светильников из одной коллекции. Это слишком однообразно. Что-то должно пересекаться с люстрой, что-то, допустим, повторять форму ниши или какой-то другой архитектурной детали помещения, а один светильник может оказаться и совершенно оригинальным. Главное, чтобы они гармонично сочетались между собой и с другими предметами интерьера.
Рассказывает архитектор Борис Уборевич-Боровский Мы делали гостиную в маленькой трехкомнатной квартире. Нам предстояло в минимально короткие сроки (трое суток) и минимальными средствами достичь приемлемого результата, внести какую-то новацию, представить оригинальное решение. Причем в старом типовом доме, в квартире, которых тысячи в любом городе и в которых живет огромное количество людей. Первое, что нам пришло в голову, – это зрительно расширить помещение. Поэтому мы придумали систему зеркал, чтобы продлить потолок и пол и таким образом создать иллюзию расширения пространства этой комнаты. Потом нам захотелось уйти от традиции – люстры с висюльками в центре, что было оправдано в те годы, когда все жили в коммуналках и посередине единственной комнаты стоял стол, за которым обедали, а над столом висел абажур. Но если в центре небольшой комнатушки нет стола, то и люстра там в общем-то не нужна. Так что люстру мы сняли, а систему света разделили на две части. Одна система – невидимая – это световой карниз, подсвечивающий потолок. В результате потолок стал светящимся, но источника света не видно, свет интригующий, не очень понятный, но очень функциональный. А вторая система света – это источники видимые. Два настенных светильника плюс очень красивый и удобный торшер дают функциональный свет, необходимый при чтении или при просмотре передач по телевидению. Понятно, что торшеры – вещь совершенно незаменимая у диванной группы. А бра, помимо своих узко функциональных задач, выполняют также декоративную роль, являясь еще и предметом дизайна.
В данном случае у нас были галогенные лампы, очень маленькие и очень красивые. Мы добавили интригующий свет снизу – в тумбу из-под телевизора поместили люминесцентную лампу, – чтобы привнести некую загадочность. В основном такой свет я использую, чтобы выявить объемы. Свет подчеркивает форму этой кубической тумбы с отверстиями, к тому же люминесцентный свет дает синюю гамму. Пересечение в комнате нескольких цветовых гамм – в нашем случае теплого желтого света от ламп накаливания, галогенного белого от бра и синего от люминесцентной лампы, – всегда создает очень необычный и интересный эффект. Можно менять настроения в комнате, включая тот или иной свет. Я вообще люблю в своих интерьерах сочетать теплые и холодные цвета, а сейчас это очень модная тенденция. На последней выставке света в Милане демонстрировались светильники, представляющие собой люминесцентные трубки разных цветов, которые в сумме дают белый свет. Когда они горят одновременно, помещение освещено белым светом, но если включается одна лампа, помещение заливается розовым или голубым или еще каким-то светом. Эта весьма перспективная тенденция позволяет играть светом.
Две гостиные. Просто поразительно, какие разные, оригинальные и интересные решения по их освещению предложили дизайнеры. И сколько возможностей и вариантов дают они нам, позволяя взгля+ нуть на свой дом в новом свете.
Ольга Уварова
По страницам журнала "Иллюминатор"
myHouse.ru »2011-3-16 22:17