Эйлин Грей почти всю жизнь прожила в одиночестве, придумывая вещи - удобные, оригинальные и очень смешные - и строя для них дома (в которых сама же и жила). Хотя ни того, ни другого она не умела. У аристократки и богачки Эйлин Грей не было формального архитектурного образования, да и проектировать мебель ее нигде не учили. Она начинала как художник - это, в отличие от строительства, не считалось эпатажем в английском высшем свете. Эйлин поступила в лондонскую школу искусств "Слэйд-скул", но доучиваться там не стала. Более того, родную консервативную Англию она с легкостью променяла на космополитичную вольную Францию. И вряд ли хоть раз пожалела о своем выборе. У нее была маленькая мастерская, вещи она делала в нескольких экземплярах, а дома строила своими руками, при помощи пары рабочих. Увы, они практически не сохранились в нормальном виде.
Ее мебель знают все, но не все знают ее имя. Первые робкие и одновременно очень смелые шаги Эйлин Грей в дизайне пришлись строго поперек тогдашней мебельной моды. Простота линий, металл, хром и лак были не в ходу: дерево - да, золочение - да, резьба - да, но только, Боже сохрани, не пластик. Работы Эйлин казались причудой сумасшедшей богачки, которая от нечего делать и от избытка денег стала проектировать "мебель для бедных".
Впрочем, так казалось только поначалу. Дизайнер во многом опередила свое время. Скажем, с металлическими трубками Эйлин Грей начала работать уже в 1925-1926 годах, тогда как знаменитый Ле Корбюзье показал первые образцы хромированной мебели лишь в 1928 году.
Свой первый (и самый известный), Е 1027, Эйлин Грей построила, когда ей было пятьдесят лет. Тогда же она придумала и самую знаменитую вещь - столик с тем же названием из хромированных стальных трубок - популярнейшего у модернистов материала. Сейчас подобная мебель называется хай-тек. Но почему-то никто и понятия не имеет, что большинство новейших хайтековских разработок вовсе не новы. И публика, регулярно посещающая мебельные выставки и восхищающаяся сложными металлическими конструкциями, знать не знает того, что все они были придуманы еще в двадцатые годы.
Теперь прольём свет на странное сочетание знаков Е 1027. "Е" - первая буква имени Эйлин, "10" - порядковый номер буквы "J", "2" - номер буквы "B", а "7" - первой буквы ее фамилии. Буквы "J" и "B" принадлежат Жану Бадовичи. Архитектору, вдохновителю, ее первой и, возможно, единственной любви. Когда Эйлин и Жан познакомились, ей было около сорока, ему - почти вдвое меньше. Она - одинокая, замкнутая и необщительная, он - молодой, красивый, бедный и полный жизни. "Почему бы тебе не построить дом для своих вещей?" - как бы между прочим спросил ее Жан, который мечтал о собственном доме, но никогда не мог себе его позволить.
Эйлин нашла чудное место на Лазурном берегу и построила для него дом - на свои деньги, почти своими руками - и наполнила его вещами, среди которых Жану было бы удобно. "Как и музыка, работа имеет смысл только тогда, когда ее свидетелем является любовь", - написала Эйлин Грей в записной книжке. В их доме на берегу моря были парусиновые занавесы, блестящие металлические перила и ковры с морскими рисунками. На стене висела огромная карта с надписью "Счастливого плавания" и лампа, которая освещала карту ночью. Кожаное кресло "Трансат" с металлическим каркасом было похоже на шезлонги, стоявшие на палубах трансатлантических лайнеров. Это кресло, как и всю остальную мебель, Грей сделала сама. Ее вещи нельзя рассматривать по отдельности, они были настоящей семьей, живущей в доме. И, как люди, находились в постоянном движении: столы ездили по рельсам, табуретки служили лесенками, полки вращались на петлях, шкафы прятались и появлялись, с помощью зеркал и ширм одна комната превращалась в несколько... Все здесь было рассчитано на долгую, комфортную и счастливую жизнь.
Эйлин и Жан прожили в этом доме несколько лет. Все это время у них не переводились гости, друзья Жана. Когда приходил Корбюзье, Эйлин пряталась - она его стеснялась. Дом, в котором она надеялась укрыться от мира с любимым человеком, превратился в архитектурный салон, которые она так не любила.
Однажды Эйлин собрала свою одежду и ушла, оставив Жану дом и всю мебель. С собой она захватила один только столик Е 1027. В их дом, вернее, уже дом Жана, продолжали приходить гости, особенно Корбюзье, которому Е 1027 очень нравился. Однажды он расписал стены, и корабль перестал быть чистым и белоснежным. Позднее Корбюзье включил эти работы в свое собрание, едва упомянув имя Эйлин Грей. Через несколько лет Корбюзье купил участок земли рядом с домом Е 1027 и построил на нем свою знаменитую "хижину", а после смерти Жана Бадовичи (дом был записан на него) выкупил и сам Е 1027. В некоторых биографиях Корбюзье говорится, что авторство дома и сохранившейся там мебели принадлежит ему. Эйлин не умела отстаивать свои права. Она была шокирована и ни разу после вторжения Ле Корбюзье не переступила порог своего бывшего дома. Она уже не чувствовала его своим.
Уйдя от Жана, Эйлин Грей построила себе другое жилье, потом оформила квартиру - но они никогда не нравились ей так, как "Дом на берегу моря". Любовь ушла из ее вещей, хотя работать она не переставала. Умерла Эйлин Грей в Париже, одна, в 1976 году, прожив почти сто лет. Незадолго до этого о ней вспомнили. Когда Грей передали, что некоторые ее вещи были проданы с аукциона за огромные деньги, она посчитала это полным бредом. Приглашения на свои собственные вернисажи она выкидывала, предпочитая приходить на выставки инкогнито (это было несложно - ее почти никто не знал в лицо), встречаться с журналистами отказывалась и почти ни с кем не общалась. Незадолго до смерти она сожгла все свои письма и фотографии. Ей хотелось, чтобы после нее остались только ее вещи...
...Хижина Ле Корбюзье в местечке Рокбрюн-Кап-Мартен считается национальным достоянием, за ней присматривают местные жители, и она почти никогда не пустует: студенты-архитекторы и дизайнеры едут сюда прикоснуться к "святыне". И никто не обращает внимание на дом Е 1027, расположенный, буквально, напротив. Когда-то похожий на горделивую белоснежную яхту, теперь он напоминает разбившийся о скалы корабль: последний его хозяин был убит в этих самых стенах, и с тех пор дом стоит заколоченным. Почитатели Ле Корбюзье не обращают на него внимания. Многие из них даже не слышали имени Эйлин Грей, гениального дизайнера, которая предвосхитила некоторые идеи своего знаменитого соседа и других коллег-современников.
Они не знают, что мебель из стальных трубок - аскетичная и функциональная, по которой все начали сходить с ума в конце двадцатых годов, - Эйлин Грей делала гораздо раньше, а ее столик Е 1027 за последние семьдесят лет скопировали и выпустили под своей маркой все кому не лень...
C 11 октября по 11 ноября 2001 года в Санкт-Петербурге в галерее Bulthaup прошла первая в России выставка под названием "Эйлин Грей. Воссоздание". В Россию была привезена ее мебель, включая знаменитый столик Е 1027, фотографии дома и биографию, написанную Питером Эдамом.
"Как модно, как актуально!" - восхищались гости яркими остроумными вещами, и совершенно никто не мог поверить, что все они были придуманы в начале прошлого века. Владельцы компании CLASSICON Рената и Стефан Фишер фон Потурцин справедливо считают, что настоящий дизайн не имеет отношения к моде. И нет ничего удивительного в том, что сегодня оказались востребованы предметы, созданные более 70 лет назад.
По материалам www.interior.com.ua
myHouse.ru »2011-3-16 14:49