Дизайн, как современное искусство художественного конструирования, в Европе и Японии имеет совершенно разные корни. Если европейцы, уже не одну сотню лет пытающиеся разнообразить свой быт, мечутся от барокко к модерну и минимализму, то японцы пришли к необходимости модернизировать и реконструировать свое жилище только после Второй мировой войны. В XX веке появилось множество новых вещей, которые надо было внедрить в быт японцев, ничего не менявших в своем доме на протяжении многих сотен лет. Как ни странно, задача была несложной:оказалось, что принципы традиционного японского искусства - свободная композиция, асимметрия, целесообразность - соответствуют новым требованиям. Японская эстетика не делит предметы на художественные и нехудожественные, любая вещь, которую видит рядом с собой человек, должна быть одновременно практичной и красивой. Основа японского интерьера - пустота, которая и является декоративной единицей.
Закономерно, что Япония стала одним из мировых лидеров стиля "минимализм плюс high tech". Этот стиль интересен европейцам потому, что, несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной техники, японский дизайн сохраняет естественную простоту.
Большая философия маленького мира
Дизайн по-японски - это стремление к созданию некоего замкнутого, законченного мира. Формы должны быть обдуманными и точными, красота - завершенной. Но даже идеальные формы мало что значат, если за ними ничего не скрывается. Предмет становится целым миром, если он символичен, если в нем через форму или цвет выражено существо времени и природы. Функциональная жилая и офисная мебель не знает ни орнаментов, ни украшений, но выглядит удобной, "человечной" и по-настоящему классической благодаря смягчению углов и граней и спокойной гармонии пропорций.
Именно Япония дала миру принцип модульности, который позволил стандартизировать архитектуру. Размеры жилья определялись количеством положенных на пол татами. В соответствии с количеством циновок определялись типы комнат и число людей, живущих в доме. Отсюда возникла идея сбора интерьера из целых пространственных блоков.
Самым главным источником вдохновения по-прежнему остается природа. Предпочтение отдается тому направлению дизайна, в котором человеческое сознание проявляется через образы природы. Основа - это символы четырех времен года: весеннее цветение сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука. Они повторяются в керамике и в декоративных тканях. Умение выразить большое в малом проявляется здесь в полной мере. Зашифрованная метафора будит воображение, наполняет неодушевленный предмет дыханием жизни.
Столичный самурай
Если влечение к востоку заводит дальше, чем желание есть ужин палочками, то имеет смысл обратиться к профессионалам, которые помогут перевести имеющиеся квадратные метры на размеры татами. В Москве работает несколько галереи, в которых можно найти практически все атрибуты традиционного японского жилища - посуда, татами, ширмы, современные и старинные гравюры и даже молодые побеги бамбука, доставленные прямо из Японии. Многие вещи можно заказать по каталогам, они будут доставлены через несколько месяцев. В одной из самых известных московских галерей "Дзендо" можно не только приобрести понравившиеся вещи, но и заказать дизайн-проект.
"Основная характеристика наших клиентов - это люди успешные, ведь настоящие японские вещи стоят весьма недешево,- говорит совладелец "Дзендо" Владимир Карелов.- Как правило, к нам приходят люди, уже знакомые с основополагающими моментами восточной философии. Многие занимались восточными единоборствами, кто-то бывал в Японии. Правда, мода на Японию пришла к нам не с Дальнего Востока, а из Западной Европы. Бывает, что люди поживут несколько лет в Лондоне, где увлечение Востоком сейчас достигло своего пика, и по возвращении стремятся сделать то же самое в Москве. Помимо частных лиц, к нам часто обращаются рестораторы. На мой взгляд, один из самых успешных наших проектов в этой области - японский ресторан в гостинице "Балчуг". Один раз нам довелось оформить комнату отдыха в офисе, которую также можно использовать как зал для VIP-приемов. Такая задача легко выполнима, если выбран традиционный японский стиль, основа которого - возможность легко трансформировать пространство".
Отличительной чертой современного японского дизайна является умение сочетать традиционные материалы - дерево, плетеный бамбук, керамику и лак- с пластиком и металлом. При этом холодный блеск хромированного металла японцы обязательно смягчат, придав изделию обтекаемую, чуть вздутую форму - как у старого толстостенного фаянса. Своим внутренним миром должно обладать все, от вилки до дивана. А современная бытовая техника не противопоставляется человеку, не создает враждебной среды. Она не должна быть обезличенной. Возможно, достижения дизайна этой замкнутой в себе культуры привлекают мир потому, что древние национальные принципы нескольких островов в океане оказались адекватными современному технократическому быту европейцев.
Анна Мясникова
газета "Коммерсантъ-интерьер"
По материалам www.artcollage.ru
myHouse.ru »2011-3-16 20:32