Неудивительно: в последние годы появилось достаточно технических новшеств (плазменные и жидкокристаллические панели, домашние кино- и просто театры и прочее, что благодаря глянцевой рекламе у всех на слуху), активно продвигаемых в платежеспособные массы и настолько дорогих, что на каждую из них продавец может навесить ярлычок hi-end и пожинать плоды раскрутки брэнда.
Продавцы привычно промывают покупателям уши слоганами о производстве без компромиссов, рассказами о ручной работе и/или натуральности используемых компонентов. Эти приемы действительно изначально были предназначены для продвижения техники hi-end-класса, однако, как оказалось, они прекрасно подходят и для продаж «обычной» аппаратуры соответствующей ценовой категории. В чем причина смешения понятий? Потребитель (в отличие от продавца) не знает, чего он хочет. В сознании потребителя термин hi-end уравнивается с несколькими компонентами – именитостью производителя, дизайном продукции и, соответственно, стоимостью. И эти компоненты становятся первичными. Признаки наличествуют? Значит, hi-end. Но это в корне неверно. В частности, брэнды производителей hi-end-техники практически неизвестны вне определенной среды. Сравните массовые Sony/ Technics/etc. и Sonus Faber, Audio Note, Avalon Acoustics. Техника hi-end-класса предназначена для тех, кто понимает, зачем она нужна.
Hi-end – это определенное отношение к звуку, и имиджевые или интерьерные соображения здесь отнюдь не главное. Хотя действительно иногда получается так, что «чересчур» платежеспособный потребитель, приходя за вторым, в нагрузку получает и первое. Однако чаще бывает иначе. Человек с определенным уровнем благосостояния, как правило, покупает вещи не ниже определенной ценовой категории. С другой стороны, здравый смысл все так же при нем – иначе, скорее всего, он не добрался бы до этого уровня. Планируя, скажем, интерьер в доме после ремонта или просто обновляя то, что называется home entertainment, он имеет в голове некий примерный бюджет, который он готов выделить на покупку, и некий образ той техники, которую он собирается купить. И здесь сознание покупателя работает по классической схеме, на которой спекулирует вся рекламная индустрия: покупая вещь, мы покупаем не ее качественные характеристики, а имиджевые. Именно тут магическое слово hi-end, оброненное продавцом, в сочетании с не совсем запредельной (в соответствии с запланированным бюджетом) ценой оказывается тем крючком, на который попадаются многие и многие. Действительно, зачем платить в пять или десять раз дороже, если можно купить вот этот домашний театр, который «тоже hi-end»? Однако тоже hi-end не бывает.
Здесь следует определить, что же такое hi-end. Идеология этого класса техники проста. Она заключается в том, что звук при прохождении посредников (считывающий механизм, предусилитель, цифроаналоговый преобразователь, усилитель и так далее вплоть до акустической системы включительно) не должен претерпевать ни малейших искажений. То есть на выходе (и, значит, для слуха пользователя) звук должен быть точно таким же, каким он был бы, если бы произведение проигрывалось вживую (принимается, что запись идеальна). Казалось бы, что здесь особенного? Hi-fi именно так и расшифровывается: hi fidelity, высокая точность. Однако в случае с hi-fi речь идет только о некоем намерении приблизиться к оригиналу (и определенных звукотехнических гарантиях этого приближения), тогда как hi-end-техника претендует на полное воссоздание оригинального звучания: дальше некуда, end. Тогда возникает вопрос: почему hi-fi, стоимость которого может превышать и тысячу долларов за компонент, искажает звук, а hi-end – практически нет? И что вообще там можно искажать? Об этом действительно редко задумываются.
Дело в том, что звук, проходя путь от диска до ушей пользователя, претерпевает ряд эволюций. В самом общем виде эти процессы можно представить следующим образом. На современных дисках звук записан в цифровой форме. Считывающее устройство при помощи лазерного луча, отраженного от поверхности диска, получает битовые последовательности, то есть наборы нулей и единиц, в которых зашифровано звучание. Далее эти нули и единицы обрабатываются в цифровом процессоре и в виде электрического сигнала поступают в ЦАП – цифроаналоговый преобразователь, который раскодирует их, превращая цифровой сигнал – дискретный – в синусоиду – волну, которой является звук. Эта волна направляется в акустическую систему, где (для стандартных систем) путем колебания мембран различных диаметров воссоздается оригинальное звучание, ведь звук – это всего лишь колебания воздуха. По дороге до АС звук усиливается (некоторые акустические системы сами являются активными, то есть усилители имеются и в компонентах акустики). Так примитивно можно описать звуковую дорогу от болванки до пользователя.
Теперь задумаемся: чем является звук на каждой из трех (а на самом деле их гораздо больше) описанных стадий? Электрическим сигналом. Сигналом, который несет информацию, и любое искажение, внесенное в этот сигнал, приведет к искажению на выходе (возможно, многократно усиленному – в зависимости от того, в какой момент информация исказилась), когда электричество превращается в звучание. Что может влиять на электрический сигнал? Очень многое. Высокочастотные колебания, которыми пронизаны наши электрифицированные и заметно поумневшие за последнее время дома. Свет, который, многократно отражаясь, попадает в оптическую систему CDM (механизма CD) и вносит шум в считываемый сигнал. Механические вибрации, которые считаются главным недостатком и ограничивающим фактором в современных CDM (ведь все, что движется, порождает вибрацию, а технология считывания записи с компакт-дисков построена на вращении). Примеси в соединительных кабелях, об которые электрический сигнал «спотыкается» и, опять же, меняется (считается даже, что сама направленность кабеля влияет на звук, и на кабелях с абсолютно одинаковыми разъемами на концах производители часто ставят маркировку, в каком положении их следует подключать). А качество электросетей? Качество электричества для звука так же важно, как чистота бензина для автомобиля, а у нас сети очень «грязные» – мало того, что по утрам и по вечерам в них просто разное напряжение, прыгают и герцы. Именно для того, чтобы отсечь максимальное количество подобных причин для искажений, и строятся hi-end-системы. При этом себестоимость в построении таких систем имеет значение, стремящееся к нулю – потому что цена, как и все остальное, вторична.
Электричество из сети попадает в многоступенчатую «систему очистки» – сетевые фильтры и блоки питания; блоки CDM проектируются таким образом, чтобы система «диск (ложе) + CD + зажим» вела себя как одно твердое тело, и окружаются светонепроницаемыми кожухами; максимально самостоятельные компоненты разносятся друг от друга – чтобы работа одного не влияла на работу другого; кабели делаются из металлов высочайшей пробы – вплоть до шести девяток после запятой (в качестве иллюстрации: стоимость одного такого провода может превышать десять тысяч долларов) – и так далее. С акустическими системами – отдельная песня. Производители АС комбинируют десятки ценных пород древесины, месяцами обрабатывая заготовки в специальных растворах, изобретают особые формулы акустически нейтральных пластиков... Нужно ли говорить о ручном производстве компонентов и абсолютной отбраковке хоть сколько-нибудь не удовлетворяющих внутрифирменным требованиям изделий?
Здесь мы как раз и начнем разговор о производителях. В первую очередь следует сказать, что отрасль hi-end – очень брэндовая (буквализируя смысл слова, производители часто действительно «клеймят» аппаратуру, нумеруя ее). Однако авторитетность брэндов здесь, как правило, четко разделена по сферам производства, и компании редко выходят за пределы своей специализации – ситуация больше походит на личную славу мастеров-инструментальщиков, нежели на деление по рыночным нишам современных производителей. Так, Unison Research производит ламповые и гибридные (лампово-транзисторные) усилители, каждый из которых доводится в течение многих месяцев прослушивания в составе различных звуковых комплектов, Audiomeca разрабатывает и создает прецизионные CDM, в том числе и для других марок. Avantgarde Acoustics – единственный в мире производитель рупорных акустических систем, которые принципиально отличаются по конструкции от традиционных (у сферического рупора отсутствует такая характеристика, как инерционность диффузора – мембраны, что обеспечивает особую динамику и детальность звука). Sonus Faber – компания, знаменитая традиционными акустическими системами. Акустические системы этой фирмы «Amati Homage» с 1993 года выставлены в Музее музыкальных инструментов в городе Кремона, Италия, вместе с экспонатами Страдивари и Гварнери. Это достаточно логично: дизайн и технологические решения, используемые при создании АС мастерами Sonus Faber, весьма схожи с концепцией изготовления струнных музыкальных инструментов. Конструкция АС от этого производителя состоит из 42 отдельных элементов, выточенных вручную из ценных пород дерева; межэлементное соединение обеспечивается натуральными клеями. Техника прессовки идентична той, которая использовалась при производстве старинных скрипок. Если речь зашла о производителях, специализирующихся на изготовлении акустики, нельзя не упомянуть о фирме Avalon, акустические системы которой, по оценкам многих, считаются лучшими (и, бесспорно, одними из самых дорогостоящих) в мире.
С другой стороны, в мире hi-end есть и компании-универсалы, производящие широкий спектр компонентов. Таковой является поистине легендарная Audio Note, в производственную линейку которой входят различные компоненты для цифровых и аналоговых звуковоспроизводящих систем (от акустических систем, CD- и виниловых проигрывателей до тонармов и кабелей). Audio Note стояла у истоков возрождения эпохи однотактных триодных услителей – харлей-дэвидсонов среди ламповых усилителей. Компания знаменита также тем, что в процессе производства каждый последующий компонент системы настраивается под предыдущий, подобно тому, как настраиваются музыканты симфонического оркестра. Другим всемирно известным производителем-универсалом является американская компания Krell. Любая микросхема, использованная этой фирмой, является их собственной схемотехнической разработкой. К двадцатипятилетнему юбилею своего существования Krell выпустила систему домашнего кинотеатра и аудиосистему, которые на настоящий момент считаются одними из самых дорогостоящих в мире (стоимость системы кинотеатра вместе с АС составляет около $130000). Известно, что таким домашним кинотеатром пользуются в Белом доме.
Впрочем, имена мастеров hi-end-отрасли можно перечислять долго, и материала для историографических зарисовок в кладовых любой компании найдется более чем достаточно. Однако здесь следует сделать остановку и подчеркнуть некоторые моменты. Автором этой статьи отнюдь не движет желание разрекламировать hi-end-отрасль как таковую – хотя так и может показаться. Основное, чего добивается автор, – уничтожения мифов о явлении hi-end и, следовательно, возможности на этих мифах спекулировать. Поэтому хочется повторить: главное – понимать, что дизайн, натуральные компоненты и ручное производство, которыми может похвастаться любой из производителей hi-end, вторичны. Без этого просто никак. Но это не более чем функция от основной концепции hi-end: производство без компромиссов, без оглядки на стоимость. Недобросовестные (или просто недостаточно подготовленные) продавцы говорят в первую очередь об имиджевых компонентах, и получается так, что цена вырастает именно из них. Таким образом, как это часто бывает, причина путается со следствием. Когда человеку, плохо знакомому с философией hi-end, говорят о кабеле, изготовленном из серебра высочайшей пробы, это вызывает ассоциации с, пардон, золотым унитазом (что, впрочем, не всегда плохо для продающего – бывают клиенты и с таким вкусом, и с такими желаниями). Самой близкой к действительности ассоциацией могут быть отрывочные воспоминания из области школьной эрудиции, мол, в электронике зачем-то применяются драгоценные металлы. К этому моменту статьи автор ставил перед собой задачу передать практическую философию построения hi-end-систем, и, завершая небольшой экскурс в мир знаменитых брэндов отрасли, быть уверенным, что описание технологических аспектов производства не будет воспринято как набивание цены. Хотя и не всем ухищрениям производителей можно найти действительно рациональное объяснение, в подавляющем большинстве все оправдывается итоговым звучанием. Да и в самом деле – что может быть субъективнее восприятия?
Илья Слонский
Источник: Журнал Top-Manager #26/2003
myHouse.ru »2011-3-16 15:40