ОТРАЖАЯСЬ В ЗЕРКАЛЕ истории…
Когда-то зеркалом человека дейст¬вительно была гладь воды. Но природа дала только подсказку, а люди очень скоро поняли, что собственное отражение всегда можно иметь под рукой, если отшлифовать некоторые поверхности, например, обсидиан (как это делали в Китае и Южной Америке) или бронзовую пластину (в Египте и Средиземноморье). Так и появились первые, еще весьма несовершенные, зеркала.
Стекло в производстве зеркал стали использовать лишь в середине XII века, когда европейцы научились выдувать из него сосуды. В стеклянный шар через трубочку вливали расплавленное олово, чтобы оно покрыло всю внутреннюю поверхность. Отражающие свойства такого шара (или его осколков) были превосходны, однако выпуклая поверхность сильно искажала изображение. Тем не менее такие «кривые зеркала» долгое время были очень популярны.
Революция в производстве зеркал произошла в начале XIV века в Венеции. Братья Андреа и Доменико выдули из стекла цилиндр, тут же разрезали его на две половинки и, еще горячие, раскатали их на медной пластине. Получился зеркальный лист с удивительным блеском, чистотой и прозрачностью. Новая технология позволила делать зеркала практически любого размера с минимальным искажением. Не удивительно, что ее хранили в строгой тайне – монополия на производство приносила Италии огромные прибыли. К примеру, в то время зеркало размером 1,2х0,8 метра стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!
Братьев Андреа и Доменико щедро наградили и… под охраной переселили на островок Мурано – подальше от иностранных шпионов, стремящихся заполучить секрет «чистых» зеркал. Благодаря этой предусмотрительности итальянских властей плоские «венецианские» зеркала оставались лучшими (и единственными) в Европе на протяжении полутора столетий. Только в 1500 году французы научились изготавливать собственные плоские зеркала, приклеивая с помощью ртути на стекло тонкую оловянную фольгу. Правда, превзойти муранское качество им так и не удалось.
Однако не зря говорят, что все тайное когда¬то становится явным. В XVII веке французскому королю Людовику XIV удалось соблазнить большими деньгами трех итальянских мастеров, и секрет зеркал наконец вышел за пределы Италии. Впрочем, он очень быстро потерял актуальность, по¬скольку мастер Лука де Нега из Сен¬Габена в это же время изобрел способ получения зеркального стекла не выдуванием (чрезвычайно вредным для здоровья), а литьем. Расплавленную массу теперь просто выливали на ровную поверхность и разглаживали валиком. Тщеславный Людовик XIV тут же нашел применение отечественной технологии: построил в Версале Галерею Зеркал. Гуляя по ней (73 шага туда, 73 шага обратно), коронованный Нарцисс не только исподтишка любовался собою, но и утверждал величие Франции: триста шесть огромных зеркальных полотен, отделанных лепниной, резьбой и позолотой, были по тем временам неслыханной роскошью. Вслед за монархом «зеркальное безумие» охватило придворных. Например, графиня де Фиеск продала родовое имение, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд в этих же целях сдала в переплавку свою серебряную мебель.
В России долгое время даже «ручные» зеркальца стоили невероятно дорого, не говоря уже про большие полотна. Кстати, в наших краях вплоть до конца XVII века зеркала считались заморским грехом, которого должны избегать все мало-мальски благочестивые люди. Даже если они и появлялись в домах богатых семей, их вешали на стены исключительно в спальных покоях – подальше от любопытных глаз, да еще тщательно скрывали завесами из тафты и шелка.
Как и следовало ожидать, патриархально-¬суровое отношение русских к своему отражению упразднил великий русский реформатор Петр Первый. Без зеркал Россия просто не могла приобрести европейский лоск, ведь теперь мужчинам пришлось регулярно брить бороду, а женщинам – делать сложные прически и искусный макияж. Постепенно зеркала распространились не только в спальных и туалетных комнатах, но и, на западный манер, стали частью парадных интерьеров. Со временем в России вместо дорогих импортных зеркал появились более доступные отечественные – Петр Первый учредил в Москве первое зеркальное производство.
ЗЕРКАЛО В ИНТЕРЬЕРЕ
Советская традиция интерьеров пуритански ограничивала количество зеркал в доме: овал в ванной и прямоугольник в прихожей – для жизни строителя коммунизма этого было вполне достаточно. Любые отступления от неписаных правил, например, появление трельяжа в спальне или гостиной, уже можно было назвать интерьерным диссидентством или, по словам героини известной кинокомедии, «элементами сладкой жизни».
Однако современный интерьер такой утилитаризм не приветствует. Сегодня размещение в интерьере зеркал – это настоящее искусство создания иллюзий. Цветные и бесцветные, матовые и полупрозрачные, любых размеров и конфигураций – зеркала способны даже в небольшой темной квартире создать атмосферу света и простора! А с помощью виртуозной игры отражений интерьер обретает особое очарование. Все эти свой¬ства сделали зеркало очень востребованным отделочным материалом для потолка, стен, пола, мебели – для чего угодно!
К примеру, в узкой прихожей боковая зеркальная стена (которая одновременно может быть дверцей шкафа-¬купе) делает помещение «шире». Если же прихожая чересчур тесная, ее можно «удлинить», разместив зеркало на двери. Эффект многократно усилится, если еще одно зеркало повесить напротив…
В небольших затемненных комнатах широкие зеркальные полотна помогают «поймать» и отразить дневной свет в нужном направлении, расширяя пространство. Правда, при этом их нельзя размещать в месте, куда падают прямые солнечные лучи – от этого поверхность зеркал быстро тускнеет.
В ванной интригующе выглядят стены и пол, отделанные кафельной плиткой вперемешку с зеркальными пластинками того же размера – это, кстати, также создает ощущение простора. Если в помещении низкий потолок, его можно покрыть зеркальными плитками (полностью или частично), и объем комнаты визуально увеличится.
Впрочем, отделка поверхностей и, как следствие, изменение пространства не исчерпывают декоративных функций зеркала. В частности, оно может стать последним штрихом, воссоздающим определенную историческую эпоху в обстановке – стоит лишь правильно подобрать форму и раму! Современные же концепции интерьеров, напротив, предполагают использование зеркал без рамы, но со скошенным краем, обозначающим границу отражающей поверхности и придающим ей объем. Следует хорошо продумать, что именно будет отражать зеркало: празднично накрытый стол, цветы, аквариум, декоративную нишу, супружеское ложе или что¬-то еще? Для того чтобы зеркало «работало» и в темноте, установите специальную подсветку, но учтите, что при этом лучи должны падать не на отражающую поверхность, а на предмет, который должен отразиться!
Следует помнить, что зеркало обладает ярко выраженной способностью «завершать» интерьерную идею. Отражая в себе, повторяя уже созданный интерьер, зеркало словно утверждает его самодостаточность и ставит психологическую точку в оформлении. Кстати, именно поэтому дизайнеры рекомендуют покупать зеркала в последнюю очередь (если, конечно, они не входят в конструкцию мебели). И, разумеется, украшая квартиру зеркалами, следует знать меру, особенно если речь идет о детской комнате или спальне: излишний блеск и яркий свет утомляют зрение и психику.
ЗЕРКАЛО В МАГИИ
Многие люди относятся к зеркалам настороженно, считая, что под их сверкающей поверхностью таится глубина потустороннего мира. Сегодня, конечно, это нельзя воспринимать всерьез, но, тем не менее, языческие культы многих народов до сих пор используют зеркало как магический предмет. Существует немало преданий о мистических свой¬ствах зеркальных поверхностей, в частности, широко известна легенда о том, что юный Александр Македонский увидел в зеркале свое будущее величие – это, кстати, редкая удача, учитывая, что история пестрит рассказами о людях, увидевших в зеркале свое несчастье. Например, Екатерине Медичи, жене Генриха II, зеркало поведало о будущих событиях – гибели своего супруга от копья и Варфоломеевской ночи.
Также существует мрачное поверье, будто душа покойного может войти в незавешенное зеркало и остаться в нем, как в ловушке. Смотреться в зеркало после этого – все равно что подставлять шею вампиру. К счастью, вредоносное зеркало можно распознать: у него очень холодная поверхность и перед ним гаснут церковные свечи. Так что если у вас есть подобные подозрения в отношении какого-¬то зеркала, поскорее унесите его подальше от дома и без жалости разбейте. Как говорится, от греха подальше!
На Руси стародавнее негативное отношение к зеркалам усугублялось страхом «порчи» и «сглаза». Зеркальце было вещью интимной, его берегли от постороннего взгляда. Например, Иван Грозный требовал, чтобы зеркала для его жены, Марии Нагой, изготавливали только слепые мастера.
Но, несмотря на страх, люди все же не отказывались от попыток узнать будущее с помощью зеркала. До сих пор на Рождество девушки пытаются увидеть своего суженого в «коридоре», образованном отражениями двух зеркал. И, говорят, некоторым это удается!
Впрочем, сегодня зеркала, кажется, стали менее опасны. Отчасти потому, что развеялись старинные предрассудки, отчасти по той причине, что изучением их свойств занялась наука. В частности, ученые установили способность зеркал «нейтрализовать» вредное влияние геопатогенных зон. Например, если в месте сильного подземного излучения положить зеркало отражающей поверхностью вниз, потоки вредоносной энергии ослабнут или вовсе исчезнут.
Кроме того, современная биоэнергетика подтвердила распространенное на Востоке поверье, что зеркала не просто отражают «плохую» энергию, но и привлекают «хорошую». К примеру, больные люди, которые не могут выйти на природу, могут подпитываться природными силами, глядя на отражение неба или деревьев в зеркале.
А вот распространенное мнение, что женщины стареют быстрее мужчин, потому что слишком много смотрятся в зеркало, – нелепый предрассудок. Смотреть на себя со стороны только полезно, особенно если отражение вас радует!
Анна КОЛЕСНИКОВА
www.style-chel.ru
myHouse.ru »2011-3-16 16:07