КУХНЯ БЕЗ ГРАНИЦ
Понятие столовой у многих из нас все еще ассоциируется с обширной кухней: просторная, светлая комната, возможно — в стиле минимализма или easyliving. В стенах такого помещения есть где развернуться. Главное здесь — окна, от стены до стены. Имеет значение вид из окна — обычно с живописной панорамой. Очень типичны для такой кухни-столовой не беспристрастные предметы, а вещи-образы, например, картина или скульптура на каминной полке. За неимением таковых подойдет художественно оформленный букет цветов. Именно эти образные доминанты создают впечатление цельности, комфорта, атмосферу расслабленности, отвлекая от кухонного быта.
В моде — довольно дерзкие сочетания материалов и оттенков. Мебель желательно подбирать прозрачную, легкую и блестящую. Актуальны стекло, зеркала, хром, пластик, серебро. А бытовые приборы должны соответствовать последнему слову техники. Что касается аксессуаров, то они просто обязаны демонстрировать светскость хозяев квартиры. На стенах — авангардная живопись или графика, от хорошей до откровенного китча. Как сказал французский дизайнер Жан-Шарль Кастебальжак, «главное правило в том, что правил — нет. И начало свободы в искусстве — это смелость и, может быть, нахальство». Нахальство! Задумайтесь, как много в этом слове живого азарта и дерзости. Того, что может изменить и даже перечеркнуть представление о сдержанном функционализме кухонного «наполнения» и обратить его в милое буйство фантазии. Теперь простой стол из кухонного гарнитура спокойно можно заменить современным эргономичным и обязательно большим столом с шикарной столешницей от Dall'Agnese, не позволяющей забывать, что дух традиции неизменно перекликается со стандартной практичностью европейских интерьеров. И где-нибудь в сторонке, желательно на открытом пространстве, поставить кресло от Colombostile — настоящее произведение искусства, несущее в себе философию бытия, которое не превращается в быт. Не помешает дополнить такой антураж «остроумным» кастебальжаковским торшером или оригинальным светильником от Gucci, успешно оттеняющим плафон под потолком в стиле а-ля Ильич. Ведь, что ни говорите, а наглость — второе счастье.
КОМФОРТНЫЙ УГОЛОК
Столовая, отвоевавшая себе место в гостевой зоне, скорее всего, представляет собой небольшой и слегка сентиментальный уголок, в котором господствует ощущение тепла и покоя. Чувство безопасности усиливают различные ширмы, округлые своды потолочных балок над обеденным столом. В глаза бросаются великолепие штор, затемняющих помещение, коврики, цветы (часто в открытой лоджии устраивают зимний сад), изысканная сервировка, много фотографий близких или снимков, сделанных в поездках, на вечеринках, причем для хозяина немаловажно их качество.
Цвета в столовой предпочтительны теплые: бежевый, пастельно-оранжевый, охристо-золотистый. Если люстра или лампа с абажуром — то обязательно низко свисающим над круглым столом с непременной скатертью. Иногда преобладает боковое освещение. Много свечей в подсвечниках. Характерно наличие музыкальных инструментов — и неважно, умеют играть хозяева или нет. Из материалов в интерьере больше всего дерева, теплых натуральных оттенков. Среди прочих деталей — коллекции меню ресторанов, в которых побывал обитатель дома, сувениры, привезенные из зарубежных поездок. Словом, столовая — это тихий уголок, в котором можно укрыться от тревожного мира и успокоиться.
СЕМЕЙНОЕ ГНЕЗДЫШКО
Общее впечатление: престижная, основательная, консервативная обстановка. Как правило, столовая открывается взору прямо с порога и оборудована она как гостевая зона. С первого шага внимание привлекают солидность и дороговизна вещей. Даже двери массивные, внушительные и красивые. Такая столовая обустраивается годами, что называется, переходит по наследству. Кстати, о преемственности... Если хорошенько покопаться в нашем прошлом — веке этак XVIII, то можно обнаружить скрупулезные описания интерьеров тогдашних самых модных столовых, неизменно отличавшихся добротностью. Все в таких столовых внушает уважение к хозяевам и дому. В мотивах убранства прослеживается идея прочности и безопасности. Ее подчеркивают, как идею фикс, максимально дорогие и надежные двери, кованая мебель, решетчатый переплет застекленных внутренних дверей. Мраморные полы покрывают старинные ковры. Обивка мебели — жаккардовая и гобеленовая, со сложными рисунками и узорами. Цвета — любые, но обязательно насыщенные. Фамильные портреты гордо красуются в хороших рамах, и именно в этих домах можно наблюдать фотоснимки хозяев в компании с известными людьми. Возможный набор аксессуаров и украшений всячески утверждает значимость хозяина, как, впрочем, и различные символы успеха — награды и старинный фарфор, охотничьи трофеи и антикварный хрусталь. Характерный признак — коллекции, часто реликтовые: от всевозможных бабочек до оружия. То есть, здесь есть все, что свидетельствует о материальном благополучии, консерватизме и предприимчивости хозяина. К слову, порой такая столовая напоминает комиссионный магазин или лавку старьевщика, если у ее владельца дурной вкус.
«ЗДЕСЬ ТРЕВОЖНО ОТЧЕГО-ТО...»
Часто антураж таких столовых имеет эротический подтекст, создаваемый оригинальными, необычными вещами — от авторской мебели до аксессуаров с «перчинкой» вроде фото обнаженной натуры. Яркие, будоражащие цвета и неспокойное освещение вызывают ощущение тревоги. Иногда хобби хозяина, переросшее в страсть, влияет на оформление обеденной зоны больше, чем предметы мебели или декор. На полках в столовой такого оригинала вместо посуды можно обнаружить маски-гримасы, постеры с монстрами, фигурки сказочных персонажей, пионеров, спортсменов, прихорашивающихся барышень, банщиц и девушек «ню»... Или какой-нибудь «патриотический фарфор». Если хозяин — охотник, домочадцам в лучшем случае придется смириться с наличием в столовой чучел животных, шкур, перьев и других трофеев, в худшем — стать вегетарианцами. Главное, чтобы предметы волновали воображение гостей. Что и происходит. А интерьер от неуемной жажды жизни хозяина и желания, чтобы его заметили, только выигрывает. Однако прислушаемся к мнению специалистов.
Юрий Билас, руководитель дизайнерской студии:
— Я заметил, что в последнее время люди к своим столовым стали относиться ответственнее. Стремление на большом пространстве совместить столовую с кухней и гостиной (пережиток из советского прошлого) встречается все реже. Отдельная комната, стол, стулья, удобный диванчик для отдыха — вот и все требования, которые теперь предъявляют к столовым. Отношение строго функциональное: столовая часто заменяет гостевую зону, куда приятно пригласить друзей для общения. А еду или коктейль можно подавать на подносе. Это хороший тон.
Валентина Яковенко, архитектор:
— По моему глубокому убеждению, в столовой главное — стол и стулья. Вот за них имеет смысл платить большие деньги. А все остальное — антураж, с которым можно поиграть, поискать какие-то архитектурные решения. У меня был один заказчик, которому понравился низкий японский столик для обедов, но сидеть гостям приходилось на коленях, и это создавало им определенные неудобства, зато хозяину доставляло массу удовольствия. Мне, например, нравятся островные варианты. Если место позволяет, лучше поставить стол в центре — так мы сразу подчеркнем: здесь — столовая. А вокруг — все остальное (диваны, зимний сад, напольные вазы с цветами).
Олеся Бридня, архитектор, преподаватель:
— Столовая должна быть комфортной — вот главное требование. Но воплощение этого комфорта всегда индивидуально, потому что каждый понимает его по-своему. Есть люди, которые, только будучи невероятно модными, ощущают себя достаточно комфортно в любом помещении. Другие ждут от декоративного решения столовой чудес в виде разных безделушек, которые повысят аппетит, настроение и придадут новые краски привычным вещам. Например, такая мелочь, как салфетки-подставки, которые нам представляются чем-то будничным и не слишком изысканным, может оказаться эффектным аксессуаром. Если для кого-то комфорт состоит в том, чтобы быть модным даже в мелочах, почему мы, архитекторы, должны этому противиться?
2011-3-16 16:09