Многообразие стилей и приемов использования фитодизайна в интерьере позволяет решать задачи не только декорирования помещений, но и более прикладные, например, формирование и поддержание имиджа фирмы, ее фирменного стиля. Через нестандартный декор интерьера в контексте фирменного стиля повышается узнаваемость фирмы, ее самобытность и, соответственно, возрастает интерес к ней.
Главная задача фитодизайна (как и дизайна вообще) – достигнуть определенного впечатления. Для создания целостной картины восприятия интерьера, а также для эффективного использования пространства рекомендуется перед началом работы по оформлению интерьера выяснить назначение объекта, определить функционально-эмоциональные зоны, предназначенные для разных целей - работы, отдыха, приема пищи и т.д. При декорировании каждой из них используются свои приемы организации пространства. Это может быть соподчинение по масштабу и значимости, когда главной является самая большая композиция, а меньшие - вторичными, причем все они должны быть решены в одном ключе. Также может быть найдено и построено ядро композиции, поставлен акцент или несколько акцентов – здесь элементы фитодизайна могут быть разнородными, но равными по значению. Объединяющим моментом для такого варианта может служить что-то общее для всех: например, техника исполнения, стиль, одинаковые детали, используемые материалы, цветовое решение. Еще один прием фитодизайна – игра открытого и закрытого пространства, когда имеется переход от интерьера к экстерьеру через окна, двери, веранды и т.п. Его можно смягчить, разместив композицию в тамбуре дверей, и подчеркнуть, используя силуэтные, линейные решения на фоне окна, витрины.
Не стоит перегружать интерьер композициями – помещение не должно быть похоже на цветочный магазин. В современном фитодизайне для размещения композиций используют не только мебельные полки, подоконники и столы, - декорируют также стены, оконные и дверные проемы, пространство под потолком, применяя венки, гирлянды, панно, коллажи, многосторонние композиции. Очень популярны подвесные конструкции типа цветочных «люстр», а также крупные напольные и подиумные композиции. Общий силуэт может быть наклонным, горизонтальным, вертикальным, ниспадающим и устремленным вверх. Особый колорит придает композиции движение, динамика.
Поскольку фитодизайнеру зачастую приходится оформлять уже сложившийся, обжитой интерьер, ему необходимо учитывать архитектурные особенности, стилистику, цветовое решение оформления, условия эксплуатации помещения и т.д. С другой стороны, он в силах исправить неудачные архитектурные решения, подчеркнуть выигрышные детали интерьера, трансформируя и гармонизируя пространство. Например, композиция с мелкими деталями, рассчитанная на внимательное разглядывание с близкого расстояния, позволяет сократить длинный коридор, подвести человека к интересному интерьерному решению. Крупная композиция может быть элементом членения пространства, сводя его до уровня камерного и интимного, более гармоничного для человека. Таким же путем можно разделить помещение на функциональные зоны. Приемами фитодизайна смягчают враждебную для человека обстановку, например, в местах с большим количеством техники и людей, с повышенным уровнем пыли, шума и т.п.
Одно из направлений фитодизайна, близкое к ландшафтным видам дизайна - так называемый «вегетативный стиль». Это европейское направление модернизма в аранжировке. Его главная особенность – размещение уголка живой природы как бы в контейнере. При этом растения ставят в том положении, в котором они растут в естественных условиях.
Транспорентная композиция («витраж») – объемная комбинация линейных материалов, переплетенных в стиле конструктивизма или модерна. Она состоит из каркаса, на который крепится сухоцвет или плотные материалы. Широко используются декоративные ленты, тесьма, драпировки из тканей. Эти композиции нуждаются в подиуме и демонстрируются на фоне однотонной стены, на каминных и мебельных полках, в проемах цельного стекла окон.
Коллаж – высокохудожественное произведение, при создании которого используются плотные материалы естественного и искусственного происхождения, обработанные разными способами. В коллажной технике большое внимание уделяется драпировкам из тканей, кожи, бумаги и других плоскостных и линейных материалов.
Панно – плоскостные изделия, имеющие оригинальное оформление, бывают следующих видов:
В своем творчестве фитодизайнер пользуется всем разнообразием материалов живой и неживой природы, а также созданными руками человека. Естественные материалы могут быть растительного происхождения (цветы, ветки, бутоны, плоды, листья, корни, грибы и их детали), животного (шкуры, кожа, мех, рога и т.д.) или принадлежать к инертным материалам (полудрагоценные и поделочные камни, гравий, галька, песок, гипс, морская и поваренная соль). Искусственные – это резина, каучук, стекло, керамика, штукатурка, поливинил, герметики, керамзит, пенопласт, металл, бумага, пластмасса, всевозможный текстиль и многое другое. Все материалы должны быть подготовлены и обработаны: очищены, ошкурены, подкрашены, сформованы (например, скручены, изогнуты, обрезаны).
В качестве связующих элементов для настенных и легких объемных композиций применяется клей «Момент» и ему подобные, для крепления мелких деталей – пистолет-склейка. Объемные, тяжелые композиции крепятся в гипсе, цементе, более легкие – в специальной флористической губке-оазисе или пенопласте. Для основы берут стебли крупных растений, корни, стволы деревьев, грибы-тутовики, кору и другие природные материалы, из искусственных – любые емкости, сосуды, держатели, подиумы, подставки из керамики, стекла, металла, дерева, пластмассы. Единственное условие – на них не должно быть яркого рисунка . Лучшие цвета для основы – природные: оливковый, песочный, коричневый, серый, черный. Широко используются всевозможные плетеные изделия – из лозы, бересты, камыша, лыка и т.п. Они прекрасно сочетаются с классическими, традиционными материалами.
В зависимости от места, где будут размещены сухие и искусственные композиции, можно определить срок их «жизни». Искусственные цветы в витрине на солнечной стороне улицы потеряют вид менее чем за год, в тени же прослужат и два года. В местах большого скопления людей композиции из сухоцветов быстро разрушатся, а в редкоиспользуемых частях офиса или дома они прослужат украшением два-три года.
Чтобы фитодекор дольше радовал нас, необходимо правильно ухаживать за ним. Для поддержания в приемлемом виде открытых композиций из сухих цветов и природных материалов раз в месяц их опрыскивают любым лаком для волос. При этом струей воздуха стряхивают пыль, а все компоненты еще раз закрепляются. Сухоцветы не боятся повышенной влажности и прямых солнечных лучей. Их можно пылесосить несильной струей воздуха через влажноватую ткань. Искусственные цветы пылесосят так же. Они более стойки к неблагоприятным воздействиям среды (правда, это зависит от качества цветов), но плохо переносят прямое попадание воды и солнца.
Дмитрий Климович
myHouse.ru »2011-3-16 20:35