Начиная разговор о методике освещения, скажем прежде всего о такой величине как объем зрительной информации. Ее должно быть не слишком мало и не слишком много. Ее недостаток и избыток одинаково вредны для человека – по понятным причинам. А именно, слишком слабое освещение вынуждает напрягать зрение, чтобы различить детали объектов, а чрезмерно сильное – наоборот – утомляет человека, заставляя его невольно концентрировать свое внимание на второстепенных или даже вовсе ненужных деталях. То есть речь здесь идет не столько об освещении тусклом и освещении слепящем, сколько о слишком неясном и слишком подробном освещении. Лампа может ничуть не слепить, но выделять, однако, чересчур много подробностей. Или наоборот – быть весьма яркой, но показывать всё же довольно туманную для данного случая жизни "картинку". Разумеется, необходимая степень визуальной детализации для каждого помещения, для каждого фрагмента интерьера своя, она всецело определяется контекстом. Например, рабочий стол на кухне требует куда большей зримых подробностей, чем супружеское ложе в спальне.
Далее упомянем о том, что, отправляясь в магазин за люстрой, торшером или бра, вы находитесь в преддверии покупки не только света, но и теней, которые совершенно бесплатны, но – хотите вы того или нет – входят в комплект поставки. И чем ярче светильник, тем – естественно! – более глубокими будут тени, им формируемые. Так что здесь придется соблюсти известную меру. С одной стороны, равномерное – практически бестеневое – освещение не только монотонно, невыразительно, скучно, но даже вредно для психики. С другой стороны, чрезмерно мощные (для вашей конкретной ситуации) светильники не только слишком возбуждающие, эмоциональные, но они еще и дают ужасные, страшные тени на всем – на стенах, на мебели, на лицах. То есть не следует чересчур выделять светом отдельные элементы интерьера. Яркость какого-либо объекта не должна превосходить яркости непосредственного окружающего фона более, чем втрое, а яркости периферических областей более, чем в десять раз. Иначе вы сымитируете кабинет для допросов в гестапо.
Освещение не должно быть распределено слишком неравномерно по площади комнаты. То есть это допустимо, но, пожалуй, только в тех случаях, когда вы уже заняли статическое положение – например, легли в кровать и включили местный светильник, находящийся у изголовья, чтобы почитать на ночь. И, разумеется, неравномерное освещение интереснее "плоского", равномерного – даже если принять во внимание эстетическую сторону данного вопроса. Но когда вы еще не лежите, а перемещаетесь по комнате, то переходы из областей яркого света в области глубоких теней будут доставлять вам ощутимый дискомфорт.
Далее, отметим тот факт, что свет зрительно расширяет интерьеры. Когда вы направите свет на стену или потолок, их визуальная плотность станет ниже (светлые поверхности воспринимаются глазом более легкими, чем темные), они перестанут "давить" с той же силой, что и прежде, то есть зрительно "отъедут" дальше. Подобное произойдет и в том случае, если вы спрячете светильник или светильники за строительными конструкциями, перегородками или в нишах. Они в мгновение ока разомкнут пространство, сделают его открытым. В самом деле, стены, потолки и перегородки естественным образом замыкают пространство. Но, будучи освещенными, они теряют свой вес, свою плотность и перестают выполнять прежнюю – ограничивающую – роль.
Если волею судьбы у вас низкие потолки, направьте световые потоки вверх, и ваше жилище сразу же станет выше. Наоборот, если у вас квартира в старом особняке с потолками 4,20 м, то в маленьких комнатах (например, в прихожей) нужно несколько затемнить потолок – тогда исчезнет ощущение того, что вы попали в колодец. Как затемнить? Очень просто: осветить стены на высоте человеческого роста или немного выше. Освещенность потолка относительно стен станет ниже, он приобретет больший вес и зрительно приблизится к вам, чего и требовалось достичь.
Но если в потолок вы можете светить достаточно смело, то при освещении стен вас ожидает своего рода подводный камень. А именно, стены находятся близко к глазам, и на их поверхностях хорошо различимы всяческие погрешности. Поэтому направлять световой поток можно только на стены, находящиеся в хорошем состоянии – ровные, красивые, тщательно отделанные. В противном случае вы и ваши гости станете невольными свидетелями трещин, сколов и пятен, которые раньше были незаметны или, по крайней мере, не бросались в глаза.
Причем особо хорошо видна структура поверхности, если световой поток падает на нее под малым углом. Кстати, такой прием может быть очень продуктивным в том случае, если ваши стены безупречно выровнены и украшены. Свет "поднимает", то есть делает более явной текстуру штукатурки, декоративных панелей или обоев, и если они прекрасны, то их можно специальным образом осветить (не слишком ярко). Мягко рассеиваясь на красивой поверхности, свет придаст вашему помещению особый шарм. Однако, и здесь нужно не переусердствовать. Чем рельефнее текстура стены и ярче свет, тем пагубнее для восприятия будет их взаимодействие. Шероховатость должна быть приятна не только на ощупь. Здесь нужна умеренность и еще раз умеренность.
Теперь следует сказать несколько слов о том, что освещение бывает разных видов, и у каждого из них свое назначение. Общее освещение равномерно (или почти равномерно) заполняет всё пространство. Рабочее освещение служит для того, чтобы при нем можно было с успехом заниматься каким-нибудь тонким делом – например, работать за письменным столом или бриться перед зеркалом. Местное, локальное освещение необходимо для зонирования, выделения отдельных островков из окружающего светового фона – будь то диван с журнальным столиком или картина на стене. Предназначение декоративного освещения тоже следует из самого названия. Если локальное освещение расставляет пространственные акценты, то декоративное – эстетические. И, разумеется, в одной комнате может и должно быть одновременно несколько видов освещения.
Покупая светильник, нужно учитывать еще и то, какой световой поток он производит. Лучи могут быть прямыми – то есть идти непосредственно от лампочки. Это самый мощный и самый экономичный световой поток. Но, разумеется, не самый красивый: он дает глубокие тени и слепит, если попадает в глаза. Рассеянный свет формируется за счет преломления и отражения лучей, исходящих от источника, на плафоне или абажуре светильника. Рассеянный свет мягче, приятнее и слабее прямого, он не создает проблем с тенями. И, наконец, отраженный свет – это тот свет, который отражается от поверхностей и предметов интерьера. Причем поверхность поверхности рознь. Если она гладкая, то отраженный от нее световой поток получается плоским, не интересным (зато сама поверхность хороша). Если же она шероховатая, то поток обогащается лучами, отраженными под разными углами, и становится более приятным (но зато видны погрешности на самой поверхности, если она не идеальна). Прямой, рассеянный и отраженный свет часто работают вместе, исходя из нескольких или даже из одного-единственного светильника. В таком случае говорят о комбинированном освещении.
Прямой и рассеянный свет всецело зависят от конструкции и материалов светильника, а отраженный свет – от конструкций интерьера. Чем они светлее, тем больше в комнате отраженного света. Если посветить на стену, окрашенную пастельными красками, свет "разбежится" по всей комнате. Напротив, если стены темных оттенков, они сильно поглощают свет, и для правильного прочтения такой архитектуры необходимы более мощные светильники.
И, наконец, размышляя над освещением вашего дома или квартиры, следует учесть и то, что свет будет проникать еще и из комнаты в комнату – через открытые или стеклянные двери. Это тоже своего рода отраженный свет (прямой редко заглядывает из другой комнаты). Такую разновидность отраженного света можно было бы также назвать "забежавшим". Он тоже вносит свой вклад в общую картину освещения, причем подчас весьма ощутимый.
myHouse.ru »2011-3-16 16:06