В ПОИСКАХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Её вещи одновременно просты и очень красивы. Паола Навоне живет и творит так, как будто никаких оформившихся направлений и тенденций в дизайне не существует. Она просто создает мир, соответствующий ее представлению о красоте. Недаром Architektur und Wohnen - этот рупор мирового дизайна - в 2000 году называл Паолу дизайнером N1. В её вещах нет ни малейшего привкуса вымученности. Она не относится к числу поп-звезд, вроде Филиппа Старка или Марка Ньюсона, которые наряду с дизайном вещей вдохновенно занимаются дизайном собственного имиджа. Нет у нее и какой-то суперзнаменитой штуковины, которая могла бы стать эмблемой ее творчества. Навоне даже с каким-то определенным направлением в дизайне не свяжешь, настолько разнообразна ее неправдоподобно многочисленная продукция. Вещи, сделанные ей для Capellini или Casamilano из-за их простоты и лаконичности можно было бы отнести к пресловутому минимализму, если бы не тепло и уют, которые они излучают. Говоря о минимализме, Паола восхищается не столько стилем, сколько мужеством тех, кто в этом "аскетичном" окружении живёт. Очевидно, присущие им искренний гедонизм и тепло, столь несвойственные минимализму. Самое трудное, говорит она, это поддерживать в интерьере этот самый минимализм: "Принесешь в такой дом яблоко или новые газеты, поставишь пару лишних туфель - и все разрушишь".
То же самое и с этностилем. В мебели, которую она изобретает для Gervasoni, и в некоторых вещах восьмидесятых годов проступают то ли африканские, то ли азиатские мотивы. Но никаких экзотических мотивов, или восточных орнаментов в них не сыщешь. Если это и "этно", то лишь на уровне ощущения. Паола Навоне половину жизни провела в путешествиях по Юго-Восточной Азии и сама признается, что много берет оттуда, но что именно - и не скажешь, да и она сама не объяснит.
Ее вообще бесполезно спрашивать о творческих принципах, источниках вдохновения и т. д. Она толком не может сказать, какой интерьер (город, дом, проект, дизайнер, художник, напиток и т. д.) ей больше всего нравится. Она не выделяет единичные вещи, работы ее рождаются не одна за другой, а сразу семействами. Она одинаково любит современные материалы и традиционные ремесленные техники, которые иной раз соединяет в одной вещи, курирует одновременно проекты, посвященные дизайнерским разработкам для ламината (это такое популярное синтетическое покрытие) и традиционным итальянским ремеслам. В общем, пойди разберись, по какому ведомству ее числить.
"РОМАНЫ" с КОМПАНИЯМИ
Само собой разумеется, нехватки в поклонниках она не испытывает. Самые бурные романы завязались у Паолы Навоне с такими китами итальянской мебельной индустрии, как Capellini, Casamilano и Gervasoni. Начинались они всегда одинаково и всегда не по ее инициативе.
Надо сказать, что мебельная индустрия совсем не так динамична, как, скажем, индустрия моды, где смена сезона означает появление новой коллекции. Мебельщики склонны производить одни и те же вещи до тех самых пор, пока они не начнут навевать тоску на всех вокруг и на них самих. По счастью, против такой беды у них есть одно старое испытанное средство - пригласить какого-нибудь известного дизайнера и некоторое время с ним не спорить. В восьмидесятые затосковал Джулио Капеллини - глава компании Capellini. Будучи человеком весьма отзывчивым ко всякого рода новинкам, он решил круто повернуть дело и пригласил Паолу Навоне. Та, по своему обыкновению, выдала сразу несколько предметов, потом еще несколько, потом еще... Так родилась коллекция Mondo ("Мир"), и у Capellini начался по-настоящему новый сезон.
Затем она создала элегантную черно-белую коллекцию мебели для Casamilano, экзотичную керамику для Driade и оформила невероятное количество выставочных пространств. Но главный роман последних пяти лет у нее завязался с Gervasoni - крупнейшим производителем плетеной мебели. Gervasoni было труднее, чем другим, найти что-то новое, поскольку сама техника плетения из ротанга, водорослей и телячьей кожи - занятие архаичное и к экспериментам не располагающее. И вот, в конце девяностых, Микеле Джервазони, нынешнему главе компании, окончательно надоело следовать образцам, разработанным еще при его прадедушке. Он пригласил синьору Навоне и на удивление быстро нашел с ней общий язык. На удивление - потому что той пришлось освоиться с совершенно нелюбимой ею цветовой гаммой. Навоне любит, и это заметно по ее работам, цвета "воды и воздуха", как она их называет, - белый, голубой, серый, бирюзовый. "Цвета земли" она на дух не выносит, не терпит их дома, не носит одежду таких расцветок, а они-то как раз и составляют основную цветовую гамму мебели Gervasoni.
По коллекциям, которые она сделала для Gervasoni, об этой антипатии никак не догадаешься - настолько органичны в них все предметы. Кроме совершенно нетрадиционных для Gervasoni форм - авангардно вытянутых спинок, сочетания оплывающих линий с динамичными углами - она привила Gervasoni вкус к новым материалам, заставила сочетать плетенку из кожи с алюминием и сталью, кое-где заменила лианы пластиковым шнуром, стала использовать белый и красный цвета, внесла разнообразие в привычный ассортимент экстравагантной вешалкой Corallo, напоминающей гигантскую ветку коралла, предложила "вязаный" способ плетения - кресла и диваны как будто связаны великаншей на гигантских спицах. А кроме того, уговорила Джервазони, который поначалу был не в восторге от этой затеи, доставлять ей черт знает откуда особый черный бамбук, к которому она испытывает нешуточную страсть. Компания, которой уже сто лет нет равных в плетении диванов, кресел, стульев и столов, превратилась в рассадник передовых дизайнерских идей. Похоже, этот роман еще в самом разгаре, хотя на горизонте уже замаячил серьезный соперник.
Если мебельные компании стали, подражая модным домам, чаще радовать публику новыми коллекциями, то известные модельеры начали вторгаться в область интерьера. Само по себе это логично, мебель и одежду уже когда-то проектировали одни и те же люди.
Вот и дом Versace задумал в этой области что-то более грандиозное, раз уж пригласил Паолу Навоне в качестве консультанта. Союз этот кажется настолько неожиданным, что поначалу думаешь, не ослышался ли. Казалось бы, стилистике Versace куда ближе Иерро Девилль или Карло Рампацци, создающие для Colombo Style золоченую мебель с драгоценными камнями, античными головками, серебряными крылышками и тому подобными приметами нечеловеческой роскоши. А вот что означает приглашение Паолы Навоне, можно только гадать. То ли какая-то часть продукции дома Versace претерпит стилистические мутации, то ли синьора Навоне решила поэкспериментировать. Ну что же, поживём - увидим…
По материалам www.interior.com.ua
myHouse.ru »2011-3-16 14:47