Вам предстоит овладеть двумя способами работы в интерьере: пространственным и декоративным. В отличие от пространственных средств преобразования среды (таких как объём), цвет относится к декоративным. Он выражает эмоциональные состояния. Вы можете выразить свои вкусы, свой образ жизни, темперамент именно через цветовое решение интерьера.
Попробуем определить роль и место цвета в жилой среде. Ясно, что удалить его из элементов интерьера просто нереально. Но вот на какое место в общей картине вашего жилища его поставить - дело исключительно личного выбора. Представляя себе образ будущего жилища, вы оперируете понятиями пространства, формы, цвета. С цвета можно начать, если интерьер рождается на основе колористического замысла. Ещё в старину в домах аристократов комнатам часто давали названия по цвету - широко известны Красная и Зелёная гостиные в доме Юсуповых.
Напротив, цвет может стать в интерьере вспомогательным элементом, если вы отвели ему декоративную роль, а на первое место поставили пространственно-пластическое решение.
Цвет в пространстве
Цветовое решение интерьера может изменить впечатление о реально существующем пространстве. Конечно, это влияние несопоставимо с радикальным вмешательством - реконструкцией или перепланировкой. Цвет не формирует пространство, но воздействует на его чувственное восприятие. В то же время он поможет вам преодолеть некоторые погрешности композиции: все женщины прекрасно знают, что тёмный костюм зрительно уменьшает объёмы фигуры, а одежда светлых тонов - наоборот. Если ближняя к зрителю стена будет выкрашена в один из контрастных цветов (например, красный), а дальняя - в другой (зелёный), то визуально расстояние между ними увеличится. И напротив: если в окраске удалённых друг от друга плоскостей использованы сближенные цвета, то пространство будет казаться более цельным и компактным. Например, дальняя и ближняя стены, выкрашенные в интенсивный жёлтый, не только значительно "сблизятся" между собой, но одновременно "приблизятся" к зрителю. Итак, любое сложное пространственное построение можно представить себе в виде плоскостных комбинаций (вспомним кубистов - даже сферу раскладывали на плоскости!).
В цветовом решении интерьера плоскость имеет огромное значение. И от умения обращаться с нею, подчиняя своим желаниям, зависит ваш успех как декоратора. Кроме того, практическая жизнь постоянно ставит проблему красоты плоскости, пятна и линии даже перед непрофессионалами. Дизайнеры часто используют способность цвета оживлять, одухотворять инертную нейтральную плоскость. В русле проблемы преображения плоскости цветом в искусстве существует целое направление под названием оп-арт, или оптическое искусство. Дизайн интерьеров во многом опирается на практические и теоретические опыты Виктора Вазарели, художника и идеолога оп-арта.
Что же способен сделать цвет с плоскостью? С его помощью можно либо выразить и подчеркнуть плоскость в пространстве, либо скрыть, "уничтожить". Выявление происходит, если вы красите стену каким-либо одним интенсивным цветом, но только не белым. Этот приём подчёркивает плоскостные свойства стены. Другой приём, напротив, ведёт к "разрушению" плоскости. Если вы разбиваете поверхность стены фреской, или покрываете орнаментом, или развешиваете на ней ковёр и оружие, то плоскость уничтожается. Она просто исчезает под реальными или иллюзорными украшениями.
Стиль и цвет
Необходимо всегда строго и точно придерживаться понятия художественной цельности интерьера. Цвету в создании этой цельности отводится премьерная партия. Под художественной цельностью интерьера подразумевают стилевое единство всех его составляющих (даже если вы избрали эклектизм). Общему замыслу должны отвечать композиционное и пластическое решения. Наконец, от цветового оформления требуется соответствие стилю и подчинение единой композиции - как пространственной, так и колористической. Законченный образ интерьера в конечном итоге формируется благодаря цвету, ведь именно он чаще всего ассоциируется с красотой. Красота жилища возможна только при обдуманном сочетании цвета стен, пола и потолка с тональностью мебельных фанеровок, цветом обивки, рисунком драпировки, ковра и даже украшений на стенах - картин, гравюр и т. п.
В предыдущих публикациях мы говорили о взаимосвязи стиля и цвета. Вот пример типичной для стиля колористической комбинации. Для оформления квартиры вы выбрали пять-шесть различных оттенков одного цвета, например жёлтого. Эту гамму вы разыгрываете следующим образом. Начать надо с нейтральных, свежих тонов: например, колер стен делаете бледно-золотистым. Затем применяете чуть более насыщенные оттенки основного цвета: ковролин или натуральное дерево паркета - от светло-охристого до сочного золотисто-коричневого. Следующий "аккорд" - жёлтая обивка мебели, всегда прекрасно сочетающаяся с натуральным цветом дуба, ясеня, карельской берёзы или тополя. Законченность замыслу придаст яркая позолота в отделке мебели, элементах декора или орнаменте потолка. И вот наш "живописный" дизайн создал единую цветовую и тоновую гамму столь любимого нынче стиля барокко.
Цвет и эмоции
Цвет не только обнаруживает скрытые импульсы характера и темперамента человека, но и во многом управляет его эмоциональными состояниями. Воздействие насыщенных цветов может быть настолько сильным, что глаз, утомившись от переизбытка впечатлений, перестаёт объективно воспринимать обстановку, его чувствительность снижается. Дизайнер, применяя яркие цвета, рассчитывает вызвать ощущение буйства красок, но сталкивается с парадоксальной ситуацией: "сильные" колористические сочетания с течением времени теряют своё влияние. К примеру, если в интерьере доминируют насыщенные оранжево-жёлтые, это может улучшить самочувствие, ускорить жизнедеятельность. Но - до определённого предела, после чего чувствительность к ним притупляется. С ростом утомления одним цветом мы становимся более восприимчивыми к другому, противоположному - в данном случае к фиолетово-синим оттенкам. Даже если рядом с оранжевым поместить нейтральный серый, "уставшее" зрение начинает подмечать в нём присутствие синевато-фиолетового.
В качестве иллюстрации к вышесказанному можно привести пример из жизни. Дело происходило в конце прошлого века. Одна торговая фирма заказала на фабрике большую партию сукна серого цвета. Товар был поставлен, но вскоре хозяин магазина обвинил производителей в том, что вместо чисто серого ему подсунули ткань с зеленоватым отливом. Дело дошло до суда. Недоразумение разрешили эксперты, прибывшие в торговый зал. Оказывается, красно-терракотовые кирпичные стены помещения, лишённого естественного освещения, вызвали утомление зрения работников магазина, и в сером сукне они видели зелёный оттенок (противоположный красному). Этот эффект получил название единовременного контраста.
Кстати, современные психологи объясняют любовь к зелёному цвету и его успокоительное воздействие атавизмом человека, тысячи лет назад покинувшего сочные первобытные леса. А интенсивный красный древняя память отождествляет с кровью и угрозой. Те же психологи считают, что в комнатах, предназначенных для отдыха или работы, - кабинетах, спальнях, детских - неуместны большие плоскости открытых и насыщенных цветов, поскольку они будоражат, а зачастую действуют на человека угнетающе. Советуют избегать и подчёркнутых контрастов. Эксперименты 60-х годов, когда модно было красить все стены в разные активные цвета, показали, что это кратчайший путь к нервному расстройству. Что хорошо для дискотек и ресторанов, не всегда годится для дома.
Оптимальное решение для частного интерьера - сближенные цвета со строго дозированными контрастами. Надо также учесть время пребывания человека в помещении. Чаще всего мы бываем дома по вечерам, после работы. Поэтому колорит жилища стоит выбрать, исходя из психологического состояния вечернего отдыха.
Практикум
- Прежде всего определитесь со стилем и любимыми цветами. Каждый стиль имеет ограниченный набор колористических комбинаций. И если интерьер будет определяться любимым стилем, то ваша фантазия должна "расцвечиваться" лишь в пределах его строго определённой палитры, будь то барокко, модерн или high-tech. Заметим, что современные интерьерные стили в этом отношении оставляют большее поле для эксперимента.
- Постарайтесь вообразить конечный результат: каким бы вы хотели видеть ваш будущий интерьер?- Чётко обозначьте функциональное назначение помещения - будет ли это столовая, детская, спальня.
- Если пространство не очень большое, рекомендуем ограничиться светлой гаммой. Важно, чтобы цвет и пространство не давили на вас.
Приняв во внимание теоретические рекомендации, приступаем к работе.
1. Выполните набросок вашей комнаты или квартиры в общих чертах. Затем надо его размножить, сделав ксерокопии.
2. Возьмите акварельные краски и белила ПВА или акриловые краски и воплотите на бумаге несколько вариантов цветового решения вашего пространства. Задача на этом этапе - сделать цветовую композицию интерьера в целом и каждой комнаты в отдельности.
3. Найдите в своей цветовой "партитуре" центр и периферию, обозначьте важнейшие цветовые акценты. Из 6-8 эскизов в цвете выбирайте те, которые устраивают вас по колориту, тону.
4. Теперь настало время для выкраски. Раскрасьте куски картона в цвета отобранных к работе эскизов. Каждый цвет и тон должны быть представлены. Предположим, необходимые краски вы уже имеете. Обратите внимание на то, что восприятие цвета в пространстве меняется. Поэтому рекомендуем оценивать "попадание" цвета (краски на стене) в цвет эскиза с дистанции 3-6 м.
В практической работе с цветом у вас как декоратора две возможности. Одна - подчинить пространство и подавить архитектуру помещения цветом. Для этой цели используют "тяжёлую артиллерию" - "сильные", энергичные контрасты основных цветов.
Другой путь - подчиниться пространству, признавая и подчёркивая его приоритет. Такое отношение типично для античных интерьеров, конструктивизма и минимализма.
В завершение сказанного добавим, что искусство интерьерного декоратора - это во многом умение заключать цвет в форму. Представьте себя автором прекрасного живописного полотна, имя которому - Ваш Дом.
Источник: Россия, Нью Йорк
myHouse.ru »2011-3-16 16:02