Египтяне, греки и римляне на ложе восходили. Полагая, что ночью их посещает божество, отвечающее за сны и сновидения, они понимали, что на абы каком ложе его встречать недостойно. А уж прочие божества, так или иначе относящиеся к спальному месту, и вовсе требовали к себе повышенного внимания. Ложа выполнялись из драгоценных сортов дерева, богато украшались резьбой, позолотой, драгоценными и полудрагоценными камнями. Захватывались в качестве трофеев и дарились в подарок. Путешествовали в обозах и устанавливались в пыльных походных шатрах древних полководцев. Участвовали в создании мифов и легенд.
Средние века с их бурным территориальным переделом вначале не выделяли спальню никак. Феодал отгораживался от спящей челяди балдахином. Балдахин (от итальянского Baldacchino - шелковая ткань из Багдада) европейцы заимствовали у арабов. Комплект, состоящий из вышитого балдахина, настенных полотнищ (гобеленов), стеганого покрывала, подспинников (на кровать и спинку кресла), занавеса для отгораживания ложа, штор и покрывала для кресел, очень ценился как часть приданого именитой особы (причем ценился гораздо выше, чем две-три деревни с крестьянами и пахотными угодьями). Соответствующие цвета и геральдические символы, вытканные или вышитые золотыми нитями, делали спальню (именно так назывался этот комплект) подарком, достойным даже короля.
Средневековое ложе отнюдь не ошеломляло размерами. Предназначенное для частых кочевок в обозе, оно было весьма скромным и аскетичным. Изобилие резьбы и украшений появилось в готическую эпоху. Но полного "беспредела" в украшательстве спальня достигла в эпоху барокко. Интерьеры дворцовых спален по роскоши отделки соперничали с тронным залом. Особо стоит упомянуть парадную опочивальню, которая фактически была приемной или кабинетом. Кровать там присутствовала чисто номинально и для сна не использовалась. Спали же во "вседневных спальнях", скромно обставленных.
На Руси в XVII в. тоже существовала спальня-приемная. Доподлинно неизвестно, выполняла ли она только декоративную функцию или же применялась и по прямому назначению. Веком позже парадная спальня окончательно преображается в приемную, завершающую парадную анфиладу комнат. Кровать в ней делается композиционным центром и, по аналогии с европейскими спальнями, устанавливается в нише (алькове). Для этого все пространство комнаты делится перегородками на части. Наибольшая из них, примыкающая к окнам, остается свободной. По бокам кровати, которая находится в другой части помещения, располагаются две двери. Одна из них ведет в гардеробную (комодите), другая - в "кабинет удобств", который представляет собой маленький чуланчик. Вседневные спальни устраивались так же, но обставлялись скромнее и имели более развитые подсобные помещения, располагавшиеся по обе стороны и позади ниши-алькова. Во второй половине XVIII в. при парадной спальне подсобные помещения оборудоваться перестали.
Вошедшие в моду колонны появились, прежде всего, в парадной спальне. Ими светлая часть комнаты отделялась от углубленного алькова с кроватью. Колонны могли принадлежать к разному ордеру, снабжаться постаментами или стоять просто на полу. Будучи тонкими и деревянными, они иногда группировались в колоннаду (двух- или однорядную). Изредка сень над кроватью выполнялась в виде декоративного цилиндрического, сферического или полусферического свода, опирающегося на колонны.
В небольших домах-дворцах конца XVIII в. парадная спальня использовалась функционально, поэтому вторая спальня стала излишней. Колонны и колоннады уступили место декоративным стенкам с небольшими колонками. Два симметричных дверных проема вели в "задние комнаты".
В XIX в. декоративная перегородка все чаще заменяется ширмами, отделяющими спальное место от свободной части помещения. Ширмы стали дополнительным украшением интерьера, поскольку подчас являлись подлинными произведениями искусства. Они выполнялись из красного дерева (или его имитации) с применением ткани, резных панелей, цветного стекла или тисненой кожи.
Отопление и освещение
В пору своего стихийного становления спальня не всегда была самым теплым помещением. Спящие феодалы закутывались в одеяла и меховые покрывала, брали в постель всевозможные грелки для ног, верных вассалов или домашних животных. Интересный факт: всем известная порода собак - пудель - была выведена специально для согревания. Поэтому эти животные почти не линяют и лишены характерного запаха.
Обшивка стен деревянными панелями, обивка тканью или кожей внесли свою лепту в важное дело теплоизоляции спальни. И, наконец, печное отопление, которое в XIV-XV вв. стало непременным условием оборудования этой части жилища, окончательно сделало спальное помещение комфортабельным. Теплее него отныне была только детская.
Полы в спальнях делались каменными (застеленными коврами или шкурами) или деревянными. Последние иногда обивались сукном (чаще всего зеленым).
Освещались спальни вначале скудно. Более того, в Древней Греции и Риме эти помещения и вовсе были лишены естественного освещения, а источник искусственного света имели всего один, реже - два. Когда спальня вошла в ряд парадных помещений, метаморфозы сразу же коснулись и освещения. Помимо того, что в комнату теперь проникал свет из двух-трех окон, она еще и богато украшалась люстрами, бра, торшерами и жирандолями (небольшой настольный светильник, напоминающий люстру, стоящую на подставке).
Пока не прозвенел будильник
Об истории спальни можно говорить еще очень долго и увлеченно, поскольку "тьмы неизведанного" кроются в культурах разных стран и народов.
С самого начала советуем определиться, будет ли ваша спальня "глубоко интимной" или "парадной", то есть предполагающей демонстрацию гостям. К примеру, вы захотите повесить в изголовье кровати интересную картину или фотографию. Это повлияет на отделку.
Следующий ключевой момент касается совмещения. Ваша спальня в силу разных причин (прежде всего, метража) может быть вынуждена совмещать в себе функции комнаты для сна и кабинета или гостиной, не говоря уж о гардеробной. Это скажется на меблировке.
И, наконец, самый щекотливый вопрос, который порой приводит к конфликтам, - это мужской и женский взгляд на смысл комнаты. Ответ на него отразится на декорировании.
Попробуем пройти по всем трем позициям, преодолевая препятствия и предлагая оптимальные решения. Хотя, конечно, всех "подводных камней" не обойти.
Закрытость или открытость спальни зависит, в первую очередь, от того, интроверт вы или экстраверт. Первое делает вас человеком довольно замкнутым, четко разделяющим помещения на общественные и личные. В таком случае не терзайтесь сомнениями и сделайте спальню исключительно своей. Пусть ее отделка соответствует только вашим представлениям о покое и комфорте. Ваша спальня должна быть скромна, лишена избыточной декоративности и насыщенности аксессуарами. Количество мебели - минимальное. Лучше свести все предметное наполнение к кровати, креслу, вместительному шкафу-купе и небольшой тумбочке или комоду. При любом размере помещения этого будет вполне достаточно. Колористика - самая нейтральная.
Экстравертность подразумевает компанейскую натуру, распространяющуюся на все уголки жилища. Почему бы не повесить (поставить) в спальне некий "шедевр", снабдив его подсветкой, которая сможет выполнять еще и функции ночника? Почему бы не разместить на стенах коллекцию сувениров с разных концов света? И что мешает расположить напротив изголовья полюбившийся пейзаж? Ничто не мешает. И ничто не противоречит "вторжению" старинного зеркала, китайского шкафа или индийской ширмы. Просто в этом случае не стоит забывать, что оформление спальни не должно выпадать из общего стилистического решения интерьера. Выбирая мебель из экзотических пород дерева, подумайте, не помешает ли вам спать необычный запах.
(продолжение следует)
myHouse.ru »2011-3-16 16:11