Европейский парк - это природа, преобразованная человеком, олицетворение его разума, воли и торжества над неорганизованным, хаотичным пространством. Японские сады подразумевают только выявление того, что уже заложено в природе. Человек лишь выражает волю природы, а не изменяет и не переделывает ее. На протяжении многих столетий в Японии существовала одна главная идея - представление о человеке как о части мира природы, находящегося не над ним, не вне его, но как бы изнутри. Законы природы при этом были для человека обязательны и священны, как его собственные нравственные законы. Поэтому и смысл отношения человека к природе никогда не мог состоять в покорении ее, только лишь в стремлении к гармонии с ней.
Однако при всей своей внутренней, органичной похожести японские сады различаются по своим функциям. Небольшие сады, имеющие иногда площадь всего лишь в несколько квадратных метров, предназначены только для рассматривания. А более значительные по размерам, условно говоря, парки (Chisen-kaiyu-shiki) могут служить и для прогулок.
Сад для чайной церемонии
Разделен на две части. Во внешней располагается место для ожидания церемонии (обычно скамья с навесом). Внутренний сад окружает дом для чайной церемонии. Растения в саду неброские, потому что ничто не должно отвлекать от ритуала чаепития.
Природный сад
Здесь расположены пруды, водопады и мелкие ручейки. Деревья, кусты, папоротники и мхи растут не тронутыми ножницами садовника. Это место символизирует течение жизни, где посетитель окружен растениями, журчащей водой и видами, меняющимися по мере движения (с каждым шагом).
Плоский сад
Плоские сады появились в Японии одними из первых. Обычно они находятся в окруженном стенами пространстве в городах. Тщательно созданные на песке линии и волны символизируют воду. Белый цвет поверхности контрастирует со мхами, вечнозелеными растениями и цветущими рододендронами.
Сад камней
Наиболее абстрактная форма японского сада, берущая начало в философии дзен-буддизма. Чаще всего такие сады были расположены при храмах или связаны с традиционным жилым домом, составляя особое "сопровождение" и продолжение его интерьера. Сад камней - место умиротворенного созерцания.
Один из наиболее известных садов камней находится в РЁАНДЗИ (буддийский храм в Киото), принадлежащем секте Риндзай. Он был построен в 1450 г. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней, выполненном в дзен-буддийском стиле. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.
Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.
Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма.
Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие полагают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (всякий раз - другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзен-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, силу Космоса, величие Будды, давая понять, что в огромном мире немало сокровенного, непостижимого.
Еще одна загадка сада - в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером медитаций. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое.
Японские сады - искусство типологическое, где индивидуальное начало, художественная неповторимость не играют существенной роли. На протяжении многих веков мастера, исполнявшие сады, пользовались не только одним и тем же набором компонентов, но и оставались в рамках определенных канонов композиций. Камни, вода, песок или галька, сосны, бамбук, казалось бы, одни и те же да еще почти не тронутые рукой человека, а лишь найденные и выбранные в безбрежном океане природы, эти составные части японского сада и в XII, и в XVI, и в XX веках были все теми же, но всякий раз они жили в условиях иной пространственно-пластической системы, характерной для культуры эпохи, ее мировоззрения, идеалов, художественных вкусов.
Для аристократического периода Хэйан (X-XII века) ядром такой системы был дворец, и сад в своей композиции и образном строе зависел от дворца, был связан с его построением, ориентирован на самый стиль жизни его обитателей.
С распространением буддизма секты дзен в период Камакура (XII-XII века) и особенно в период Муромати (XIV-XVI века) сад оказался включенным в новую систему - храмовый комплекс. И те же самые его элементы получили новый смысл, видоизменились, иначе стали соотноситься с архитектурой и природным окружением. Изменилась роль сада и его содержание.
Длительный период расцвета садового искусства привел к появлению множества вариантов храмового сада, существовавших нередко по соседству, в одном ансамбле.
В период позднего средневековья вновь возникают светские сады как необходимая часть традиционного жилого дома, теснейшим образом связанная с интерьером, его конструктивными и эстетическими качествами. Это опять была принципиально иная система, где сад получил свою весьма важную роль.
Наконец, многие свойства традиционного японского сада оказались жизнеспособными в наше время, их выразительность стала более острой по соседству с бетоном и стеклом. Кусочек живой природы рядом с сухим геометризмом современных зданий стал необходимой эмоциональной точкой опоры человека, необходимым энергетическим центром.
Размышляя над организацией городского пространства, новой среды обитания людей, архитекторы все чаще и чаще используют принципы японского сада, опыт создания не только пластического, но и эмоционально значительного ансамбля, разрушающего монотонность типовой застройки, обогащающего ощущения жителя большого города.
Так, неожиданно древнее искусство, казалось бы - такое отвлеченное и такое традиционное, обрело новую жизнь, стало нужным нашим современникам на всех континентах.
По материалам ООО "СпецПаркДизайн"
myHouse.ru »2011-3-16 22:19