Гадкие утята превращаются в лебедей Плавучие дома можно встретить в разных странах, но больше всего их в многоводной Голландии. Еще какие-нибудь полвека назад на реках и каналах селились те, кто не мог себе позволить крова на суше. После Второй мировой войны жилья в Европе катастрофически не хватало. А нидерландские власти как раз решили модернизировать флот. "Вышедшие на пенсию" военные и грузовые суда превратились в жилища для бездомных, увы, далеко не самые обустроенные. В 1960-70-е гг. на кораблях стали селиться уже не по необходимости, а по убеждению: плавучие дома облюбовали хиппи. Самые известные из "водоплавающих" жителей тех лет - семья Келли. Американцы ирландского происхождения, отец, мать и двенадцать детей Келли плавали в своем доме по Европе, останавливаясь где им вздумается. Дети не посещали школы, зато выросли творчески одаренными, и девять из них составляют сейчас поп-группу "Семья Келли".
В конце XX в. плавучие дома превратились из гадких утят в прекрасных лебедей. Жить на воде стало престижно и дорого. Во-первых, сегодняшние "дома-амфибии" оборудованы не хуже своих собратьев, стоящих на твердой почве континента. В них имеются все современные блага цивилизации: электричество, газ, горячая вода, телефон. Больше того, среди плавучих домов есть так называемые "аквавиллы" - апартаменты класса "люкс" с мраморными джакузи, полами с подогревом и оснащенной по последнему слову техники кухней. Во-вторых, голландский закон не разрешает просто взять и поселиться на корабле, где вам захочется. Каждый плавучий дом имеет свое место (и официальный адрес!), мест этих по всей Голландии около 10 тыс., а новых больше не выделяется и выделятся не будет. Таким образом, при растущем спросе предложение на рынке наводной недвижимости не увеличивается, и плавучие дома все больше и больше повышаются в цене. В-третьих, владельцы домов на воде могут наслаждаться свободой от соседей, что весьма актуально в сегодняшней перенаселенной Европе. Ну а главное, конечно, романтика! Приятно засыпать под плеск воды и сонные гудки проходящих мимо барж, удить рыбу или кормить уток прямо через окно, не выходя из дома, и демонстрировать гостям интерьер капитанской рубки с видом на водный простор.
Списанные корабли и аквавиллы
Существует два основных типа домов на воде. Так называемый "дом-корабль" строится на базе списанного судна: мотор и все содержимое машинного отделения вынимаются, а стальной корпус обшивается изнутри досками и превращается в уютное жилище. Некоторые корабли остаются на ходу, так что владельцы могут путешествовать, не выходя из собственного дома. Другие постоянно стоят на якоре. Плавучие дома второго типа - это, собственно, "дома на воде". Деревянные, реже кирпичные строения на бетонном каркасе возводят специально для того, чтобы в них жить. Внешне они выглядят, как самые обычные одно-, реже двухэтажные дома, но стоящие не на суше, а прямо в воде, возле берега. Изредка можно встретить смешанный тип: на дом-корабль надстраивается еще один этаж.
Плавучие дома отличаются от обычных планировкой. Есть ограничения по площади. В первую очередь это касается домов-кораблей, чей максимальный размер 30х5 м. О том, чтобы уединиться с любимой девушкой в покачивающейся на волнах спальне, остается только мечтать, потому что спальня почти всегда проходная. Все комнаты на корабле расположены анфиладой, так что желающему попасть в находящийся на корме туалет нужно сначала пересечь гостиную, затем родительскую комнату, детскую, кухню и т.д.
Не ограниченные корабельным корпусом дома на воде спланированы более вольно, но должны иметь вытянутую форму, чтобы не мешать движению судов по рекам и каналам. Вот примерные размеры небольшого дома: гостиная + кухня - 3,75х7,35, спальня - 3,95х3,10, ванная - 3,10х2,85, детская - 3,10х2,10, терраса - 5х6 - итого общая площадь 95 кв.м. Двухэтажная аквавилла соответственно в два раза больше и может иметь до 4-5 спален, две ванные плюс два туалета, отдельную кухню, кабинет. Очень украшают дома на воде террасы, заставленные цветами в кадках. Некоторые владельцы плавучих домов могут похвастаться садом на берегу, гаражом и сараем.
Необходимые мелочи жизни
Время, когда владельцам жилищ на воде приходилось довольствоваться походными условиями, давно ушло. Как уже упоминалось, в сегодняшних домах-амфибиях есть все необходимое для комфортной жизни: газ, электричество, горячая вода, телефон, кабельное телевидение, интернет. Плавающие дома-корабли вместо газа используют для обогрева помещения дизельное топливо. Но и в этом случае работает центральная система отопления, печи остались в прошлом.
К некоторым плавучим домам подведена и канализация, но в большинстве случаев все отходы спускаются прямо в воду. Это не проблема за городом, где водные "улицы" широки, а концентрация домов на них невелика. В городах же каналы регулярно очищаются с помощью специальной системы шлюзов и насосов. Так, в Амстердаме 3 раза в неделю вся грязная вода выпускается в море, а взамен из реки Амстел и озера Эйсселмер поступает чистая. Кстати, живописные амстердамские каналы с самого своего появления служили канализационной системой, и последний "сухопутный" дом в столице Голландии был подсоединен к канализации лишь в 1987 г. Впрочем, по последним данным, власти Амстердама обязуются уже к 2005 г. обеспечить цивилизованный слив отходов для всех плавучих домов.
Пол в плавучих жилищах расположен, как правило, ниже уровня воды. Поэтому, по законам физики, естественный слив невозможен, и использованную воду приходится выкачивать специальным насосом. Современные плавучие дома снабжены электрической помпой, которая включается автоматически, как только вода поступает в канализационное отверстие, и с ревом отправляет ее в канал или реку. В более старых домах насос механический или его вообще нет. В последнем случае ванная или душ подняты над уровнем пола, чтобы вода могла выливаться сама.
Подводные камни
Жить на волнах очень привлекательно, но есть у этого образа жизни и свои отрицательные стороны. Помимо ограничений в планировке и метраже и "канализационного вопроса", владельцев плавучих домов часто беспокоят повышенная влажность, холод, поднимающийся от пола, шум воды. Стоит проплывающему мимо транспортному средству немного превысить скорость, как гул и дрожь сразу передаются дому. Суровыми зимами (которые, впрочем, в Голландии большая редкость) могут замерзнуть проходящие по воздуху коммуникации, а лопнувшие трубы грозят затопить помещение и отправить плавучий дом вместе со всеми жителями на дно. А это, согласитесь, не сравнить с "протечкой к соседям", происходящей в аналогичном случае в простом наземном доме. Так что в особо морозные дни владельцам домов-амфибий приходится постоянно держать кран открытым, чтобы вода не успела превратиться в лед. Вместе с бесполезно льющейся водой утекают и деньги. Наконец, опасно полное замерзание канала или реки, на которой стоит жилище: лед способен раздавить своей мощью прямоугольный каркас дома на воде, особенно во время ледохода. Риск, что такое приключится с домом-кораблем, минимален. Благодаря своей форме, судно выталкивается из воды по мере ее замерзания. Что, впрочем, не освобождает владельцев домов корабельного типа от страха при зловещем треске по ночам: лед ко всему еще и очень хорошо проводит звук.
Однако прогресс не стоит на месте, и в наиболее современных домах на воде все перечисленные проблемы уже решены. Стены, полы и трубы защищены качественными теплоизолирующими и влаго- и звуконепроницаемыми материалами. Зимой утепленному подобным образом дому ничего не грозит, но на всякий случай рекомендуется не выключать отопление во время отсутствия хозяев, например, в случае их отъезда на рождественские праздники. Большой популярностью у "акважителей" пользуются полы с подогревом. А во избежание замерзания воды возле плавучего дома используются специальные "антиледовые" устройства. Вокруг наводного строения по ватерлинии проходит шланг с дырочками, в которые втекает и вытекает теплая вода из-под дома. Пара насосов гоняют эту воду по кругу и не дают льду образовываться в непосредственной близости от постройки. Таким образом, даже в самые сильные морозы дом оказывается в своеобразной полынье.
Уход и ремонт
Увы, стоящий на воде дом разрушается гораздо быстрее, чем обычный. Поэтому плавучие жилища требуют периодической инспекции и ремонта. Меньше всего хлопот доставляют своим владельцам дома на воде с бетонным каркасом. Их достаточно бывает тщательно осмотреть изнутри на предмет течи и заново покрасить снаружи примерно раз в 3 года. Гораздо больше забот ждет обитателей стальных и железных домов-кораблей. Такие дома подлежат регулярной профессиональной инспекции и ремонту в верфи. То есть один раз в 3-5 лет (частота определяется типом страховки, возрастом и состоянием дома, местными законами) ваше жилище со всем его содержимым извлекается из воды и транспортируется в специальную ремонтную мастерскую. Там оно остается около недели, а хозяева должны ютиться где-нибудь у родственников. Впрочем, можно оставаться и "дома", если вас не пугает такая смена адреса и жизнь в походных условиях без воды, газа и электричества.
Существует два распространенных способа извлечения плавучего дома из воды. Во-первых, корабль можно вывезти на берег при помощи платформы по наклонному спуску с рельсами. Но в этом случае хозяевам приходится надежно прятать все вещи, грозящие выпасть из шкафов и полок при наклоне дома. При втором способе используется сухой ремонтный док. Корабль перемещается по воде в огромный контейнер, из контейнера выкачивается вода, и после этого дом можно инспектировать на месте или же транспортировать в верфь водным путем. Такой метод более дорогостоящ, но и куда более практичен: жилище, хоть и сдвигается с места, все время остается в горизонтальной плоскости, и в нем можно ничего не трогать, разве что изолировать бьющуюся посуду.
В верфи корабль сначала очищают от грязи, водорослей и ракушек струей воды под большим давлением. Потом начинается техосмотр. Корпус тщательно проверяется на предмет ржавчины и неплотно прилегающих заклепок, простукивается молотком, иногда с помощью ультразвука замеряется толщина стенок корабля. После инспекции и ремонтных работ плавучий дом возвращается на место и получает талон о пройденном техосмотре. Вся процедура отнимает у хозяев немало нервов, но жизнь на воде того стоит!
Цены
Из-за ограниченного количества мест на воде, предложение плавучих домов на рынке недвижимости невелико. Тем не менее, приобрести дом-корабль или дом на воде вполне реально. Цена на стандартный дом площадью около 100 кв.м колеблется от 180 до 400 тыс. евро, в зависимости от его состояния и местоположения. За городом цены, естественно, ниже, чем в центре больших городов. Стоимость благоустроенной двухэтажной аквавиллы площадью 200 кв.м с садом на берегу приближается к 500-600 тыс. евро. Плавучий дом без места стоит в пределах 100 тыс. евро, можно даже найти всего за 10-20 тыс. евро, но покупать его имеет смысл только тем, кто уже владеет жилищем на воде и хочет заменить его на новое.
При покупке плавучего дома лучше обратиться в риэлторскую контору, специализирующуюся на наводной недвижимости. За свои услуги маклер попросит около 3% от стоимости дома, еще 2% возьмет нотариус за оформление сделки. Оценщик потребует 300-500 евро. Большинство домов на воде освобождены от единовременного налога на продажу, а это весьма существенная скидка. Зато владельцы наводных жилищ должны платить "экологический" налог - в среднем 500 евро в год. Страховой взнос за плавучий дом в 3-4 раза превышает страховку обычного дома и в некоторых случаях достигает 0,4-0,65 % ежегодно. Коммунальные услуги и в воде, и на суше стоят одинаково и обходятся голландцам примерно в 2000 евро в год. Однако в случае плохой теплоизоляции эта сумма заметно возрастет. Наконец, хозяева домов-кораблей платят за техосмотр и ремонт 1500-2000 евро один раз в 3-5 лет.
Те, кому любопытно устройство дома на воде, могут посетить специальный музей в Амстердаме. Также в плавучих домах иногда располагаются гостиницы и рестораны.
Источник: Журнал "Мир и дом"
myHouse.ru »2011-3-16 15:58