Вы наняли дизайнера интерьера...

Вы наняли дизайнера интерьера...

Деловые отношения дизайнера и его клиента в России редко скреплены договором. Даже если таковой и заключен, то далеко не всегда оформлен по всем правилам. Почему так происходит? Как сказал представитель IIDA (Международная ассоциация дизайнеров интерьера) Патрик Кинг, человеку творческому всегда трудно заниматься бизнесом, говорить о деньгах. Это правда, но цивилизованное оформление деловых отношений в сфере дизайна интерьера существует.

Нынешняя (и весьма распространенная практика) выглядит приблизительно так: клиент и дизайнер обсуждают возможные варианты оформления интерьера, после чего начинают работу, которую оплачивают наличными по предварительному джентльменскому соглашению. Поэтому и неудивительно, что случаются досадные недоразумения, которые легче было бы разрешить, имея юридически правильно оформленный договор. В этом заинтересованы обе стороны. Клиент может сам стать инициатором заключения соответствующего документа, учитывая то, что мысли художника вряд ли заняты бумагами. Для этого полезно знать все этапы, предшествующие этому событию.

Согласно международному стандарту дизайнер интерьера — это архитектор внутреннего помещения зданий и одновременно его декоратор (стилист, колорист и пр.). Перечень услуг включает в себя работу с пространством (планы, чертежи, развертки, аксонометрия), профессиональное знание строительно-отделочных материалов, формирование подходящего для клиента предложения, знание СНиПов (строительных норм и правил) внутренних помещений и исполнение их требований, что напрямую связано с вопросами безопасности.

Декоратор владеет мастерством декорирования: умеет сочетать стили и предметы, заботится о создании цветовой гармонии в интерьере. А дизайнер с большим опытом (в России это (7-10 лет) располагает солидным банком данных о фирмах-производителях и их представителях в Москве (или регионе), хорошо знает реальные возможности международного рынка. И самое главное — дизайнер умеет экономить деньги клиента и всегда предлагает оптимальное решение конкретной проблемы. Его участие может быть разным: от одночасовой консультации до сдачи объекта «под ключ», то есть ведение авторского надзора.

Непраздное любопытство

В США «на разговоры» с заказчиком уходит 70 % рабочего времени дизайнера. Почему так много? Дело в том, что изначальные пожелания клиента часто носят весьма сумбурный и неопределенный характер, часто меняются. Если все его идеи реализовать, ничего хорошего не получится. В то же время дизайнер не может игнорировать пожелания клиента, так как это противоречит Положениям международного стандарта профессии. Стандарт предписывает работать в творческом тандеме с заказчиком.

Приведем минимальный перечень вопросов, которые обычно задает дизайнер:

· Как долго вы собираетесь жить в этом доме (квартире)?
· Есть ли в доме дети, если нет, могут ли появиться в ближайшие годы?
· Живут ли пожилые люди, как часто они бывают у вас, не нужен ли им дополнительный свет или перила?
· Есть ли домашние животные (это повлияет на тип используемых покрытий и отделки)?
· Всем ли членам семьи удобно, когда комнаты используют не по назначению (например, дети иногда делают домашнее задание в столовой)?
· Сколько людей вы обычно приглашаете в гости? Где они собираются — в гостиной, столовой, на кухне?
· Как члены семьи проводят свободное время? Смотрят ТВ или видео, сидят за компьютером?
· Совпадают ли вкусы супругов? Планируют ли каждый из них оформить свою половину дома по-своему?
· Какие цвета вам особенно нравятся? И есть ли такие, которые действительно неприятны?
· Ваши стилевые предпочтения: эклектика, традиционализм, современный, романтический?
· Есть ли любимая картина, шторы, ковер или другая вещь, которая определила бы цветовое решение?
· Какую максимальную сумму вы готовы выделить на ремонт (с учетом непредвиденных затрат)?
· Вы считаете данный бюджет достаточным? Знаете ли вы реальные цены на материалы и услуги или только догадываетесь о них (заказчик, как правило, обнаруживает, что все намного дороже, чем он себе представлял)?

Иногда уже после первой встречи клиент понимает, что такой дизайнер ему не подходит и приглашает другого, не столь любопытного и скрупулезного. С одной стороны, его можно понять; с другой, ожидать, что декоратор, действующий вслепую, сможет грамотно организовать внутреннее пространство, — верх легкомыслия. «Допрос» клиента с пристрастием — показатель настоящего профессионализма.

Советы клиенту

К встрече с дизайнером необходимо подготовиться для того, чтобы сэкономить время — как свое, так и чужое. Ваши желания должны быть четко сформулированы: на их основе составляют документ — техническое задание как приложение к договору. Определите желательные (но реальные) сроки исполнения. По составленному перечню работ постарайтесь узнать цены (позвоните в архитектурно-дизайнерские бюро, частным декораторам или знакомым). Прислушайтесь к рекомендациям тех, кто уже имел опыт общения с дизайнерами. Хороших специалистов, как правило, передают из рук в руки.

Определите для себя, чего вы хотите: поддержки со стороны специалиста, профессионального совета, снятия с себя ответственности, избавления от головной боли. После чего назначайте дизайнеру встречу и постарайтесь поставить перед ним конкретную задачу.

На практике, что подтверждают и зарубежные дизайнеры, вопросы, связанные с оценкой услуг и оформлением договоренностей, являются, пожалуй, самым сложным и ответственным моментом в отношениях дизайнера и клиента. Они могут быть довольно длительными (от месяца до года), поэтому есть смысл хорошо подготовиться, продумать вариант договора или составить так называемый предварительный договор и только потом подготовить окончательный.

В гражданском праве договор — это соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (разновидность сделки). Термином «договор» обозначают и гражданское правоотношение, и сам документ, в котором изложено содержание (условия) договора, заключенного в письменной форме. Заключение договора позволяет учесть особенности взаимоотношений сторон, согласовать их личные интересы, а также создает юридические гарантии для его участников. Одностороннее изменение условий договора не допускается, а их нарушение влечет обязанность возместить причиненные убытки.

Необходимое условие составления договора — ясность, однозначность формулировок. Дизайнеры и архитекторы довольно часто применяют специфическую лексику и терминологию, а со стороны клиентов часто наблюдается беспечность в оформлении бумаг, которое отнимает драгоценное время и силы и без того занятых людей. Особенно это характерно для представителей творческих профессий, однако нередко и сами дизайнеры не без греха — не учли, не записали, не заметили... В большинстве случаев составляют такие документы, которые в конфликтной ситуации могут оказаться бесполезными или даже навредить невиновным.

Второе, не менее важное, условие — учет объема работ, который нужен для получения результата, ожидаемого заказчиком. В этом случае требуются разъяснения специалиста. Сам клиент не сможет определить, какие работы ему действительно нужны, например перспективы комнат или планы расстановки мебели.

Довольно распространены случаи, когда заказчик меняет мнение и требует новых идей, а следовательно, и новых эскизов. Для дизайнера это работа, оплата которой также должна быть согласована.

Следующее важное условие — обязательное фиксирование и согласование всех изменений и отклонений от начальных договоренностей. Речь идет прежде всего о техническом задании, таких его нюансах, как точное обозначение цвета, артикула материала и пр. Отказ клиента, например, от ламината в пользу паркета нужно обязательно зафиксировать и подтвердить подписями.

Еще совет: особо ответственно отнеситесь к определению в договоре сроков исполнения тех или иных работ. Они могут сдвигаться не по вине дизайнера (из-за срыва поставки материалов или мебели). Однако в этом случае дизайнер может и пострадать, если не разграничит в договоре свою личную ответственность и ответственность смежных специалистов.

Отдельный вопрос — аванс и задаток. В юридической практике в договор может быть включено условие либо об авансе, либо о задатке. Разница есть. Аванс служит главным образом интересам подрядчика, то есть дизайнера, а задаток обеспечивает интересы обеих сторон. Это связано с тем, что в случае отказа клиента от дальнейшей работы аванс по общему правилу подлежит возврату. С задатком же дело обстоит так: если от услуг дизайнера (без вины с его стороны) отказывается клиент, то задаток остается у специалиста; если же дизайнер отказывается от дальнейших отношений, то задаток возвращают клиенту, но уже в двойном размере (п. 2 ст. 381 Гражданского кодекса РФ).

Существуют и другие тонкости оформления договора. В любом случае помощь юриста не помешает, особенно если нет отработанного варианта или опыта. Следует также знать, что ответственность дизайнера регулируется Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей».

Надежда ЛАЗАРЕВА

Услуги

myHouse.ru »

Темы: #дизайнера #клиента #дизайнер #интерьера #договора #стороны #клиент #договор #задаток #время #условие #декоратор #работ

2011-3-16 15:58

Источник: myHouse.ru