В Древнем Египте модели судов также имели культовое значение. Египтяне верили, что после смерти человека его душа должна переплыть мифическую реку Абиалус, поэтому среди предметов, положенных в гробницы, находили и модели лодок, которые, возможно, изготовляли специалисты-ремесленники. Внутри египетских пирамид также находили множество моделей судов, построенных для совершения обрядовых церемоний; возраст отдельных моделей превышает 3000 лет. Знамениты модели судов, найденные в гробнице Тутанхамона. Они изящно отделаны, раскрашены и имеют интересные детали. Модели судов археологи находили в захоронениях Южной и Центральной Италии, в Греции. В музеях Англии и Франции, Дании, Голландии, прибалтийских городов хранятся модели судов, изготовленные в древние и средние века. На картинах известных живописцев часто изображались модели парусников. Из-за малой прочности значительная часть средневековых моделей не сохранилась до наших дней, и о виде парусников мы судим или по фрескам, рисункам, картинам, или по описаниям, приводимым в старинных книгах.
Красота парусного судна, целесообразная стройность обводов корпуса, выработанная многовековым опытом плавания в море, всегда привлекали человека. Жрецы и представители церкви использовали модели судов для украшения храмов; современные музеи, научные и учебные заведения собирают и строят модели парусных судов не только для исследований, но и для придания своеобразного "морского" колорита своим холлам и служебным кабинетам.
Начиная с XVII в. во всех странах к изготовлению моделей судов относятся, как к созданию произведений искусства. Поэтому модели, относящиеся к прошлому, бережно сохраняют в музеях и частных собраниях.
Именно с этого времени началась традиция в использовании моделей парусников как предмета (элемента) интерьера. Чтобы заняться этим вопросом более предметно и профессионально, кратко остановимся на том, какие же бывают модели. Предлагаем сделать это в виде своеобразных ступеней.
Ступень первая. Модели самые простые и незатейливые. Их можно купить на рынке, в сувенирных лавках, на любом бойком торговом месте, особенно в портовых городах. Качество очень и очень средненькое. Если хорошо присмотреться, то можно заметить погрешности и неаккуратности в склеивании, окраске, в проводке и оформлении снастей, если они есть. Как правило, паруса ситцевые или сатиновые, небрежно простроченные, а то и вовсе из бумаги. О грамотности, масштабности и копийности говорить не приходится. Их просто нет. Хотя бывают и приятные исключения. На слэнге судомоделистов такие модели называют "дровами с тряпочками". Цена соответствующая. Покупают как игрушки детям или взрослым шутки ради. Мелочь, но приятно.
Ступень вторая. Модели более габаритные и более сложные, которые продаются в специализированных магазинах и отделах. Они могут быть собраны из конструкторов, с соответствующей доработкой или сделаны для продажи теми же моделистами. Здесь уже есть на что посмотреть. Чувствуется рука крепкого ремесленника. Появляется правдоподобность и пропорциональность, большая степень проработки корпуса и такелажа, меньше становится условностей, очень неплохое оформление в виде стапеля и подиума. Не исключен вариант, что это небольшая партия из 5-15 штук. Цена, как правило, средняя, разумная. Можно купить для подарка, презента, знака внимания, просто в дом, если очень хочется.
Ступень третья. Модель заказная. Для конкретного владельца и помещения. Здесь возможно очень большое разнообразие всяких вариантов. Но почти всегда согласовываются масштаб или размеры, степень проработки модели в целом и конкретных деталей, материал (из какого дерева), с парусами или без, какое оформление - стапель, подиум, столик или подставка, защитный витраж или колпак и т.д. Работа индивидуальная, штучная, требующая высокой квалификации, хорошего вкуса и, безусловно, опыта.
Такие модели нередко представляют собой уникальные предметы искусства, которые способны украсить любой интерьер, свидетельствуя о тонком вкусе их владельца. Что интересно, хорошо выполненная модель - с применением тонко подобранных по цветовой гамме различных пород ценных и экзотических пород дерева вместо окраски способна не только органически вписаться, но и украсить, придать неповторимость практически любому помещению, от канонически классического до оформленного в стиле постмодернизма или минимализма. Разница лишь в том, какой эпохи корабль взять за основу, как оформить и подать саму модель. Согласитесь, одно дело, когда ваш зал украшает модель пиратского галеона, каравелла времен Великих Географических открытий, а другое - когда тон задает строгий фрегат или стремительная бригантина. А возьмите, к примеру, изысканную роскошь королевских яхт - модели таких судов являются настоящим произведением искусства.
За основу любой такой модели берется исторический корабль-прототип, зачастую с интересной и полной приключений судьбой. Модель парусника изготавливается в единственном экземпляре и, в зависимости от масштаба и габаритов, может составлять основу интерьера зала или офиса либо украшать камин или письменный стол.
Попросите мастера, которого вам рекомендовали или которого вы нашли сами, показать вам фотографии его работ, а еще лучше - готовые модели, выполненные непосредственно им. Будьте готовы к тому, что за ваш заказ возьмутся не сразу. Возможно, уже идет работа над заказанной моделью. Также придется принять во внимание наличие чертежей и другой документации (если вы их не принесли сами), наличие декоративных и экзотических пород дерева, необходимых для работы, и другие обстоятельства.
Четвертая ступень. Модели спортивные, которые принимали участие в национальных чемпионатах, а также в чемпионатах Европы и мира, различных фестивалях и конкурсах. Модели, которые имеют медали (и не одну). Модели, которые создавались не за деньги, а по вдохновению. Модели, которые являются частью жизни мастера, его "детьми". Это своего рода "гроссмейстерский" класс в судомоделизме. Грамотность, качество, аккуратность высшей степени. Здесь следует также сказать об эксклюзивных моделях. Это те, для которых чертежи воссоздавались специально по старинным картинам, гравюрам и другим изображениям. Иногда подобные разработки тянут на приличную диссертацию. По сути дела, это уникальные образцы в единственном экземпляре. Своеобразный гимн таланту человека, его терпению и трудолюбию.
Говорить и писать о моделях парусников можно долго и много. То, что речь идет об уникальных вещах, привносящих в нашу жизнь элементы высокой эстетики, очевидно. Очень интересны переплетения этого вида творчества с психологией восприятия изобразительного искусства, с биоэнергетикой, с историей, музыкой, модой и т.д.
Неоспорим тот факт, что модель как элемент интерьера имеет право на жизнь. И может быть, даже и не вся модель полностью, а только часть ее. Представьте себе, например, нос корабля, выдвигающийся на вас прямо из стены, или богато украшенную резьбой корму, которая в нее уходит, естественно, выполненные в масштабе с соответствующими пропорциями и в сочетании с общим стилем в оформлении помещения. Здесь будут уместны и функциональные нагрузки, такие как бар, место для курительных и канцелярских принадлежностей, аквариум, террариум, живой уголок. А как вам просто корпус модели - без мачт, реев, парусов и снастей, который изготовлен из хорошего дерева, например, красного или черного, ореха или груши, с искусной проработкой деталей, элементов резьбы и дельных вещей, без окраски, просто под мастикой? А корабельная пушка на подставке? Фантазировать можно бесконечно. Отдельная тема для разговора - это дополнение оформления модели корабля светом и звуком, драпировкой, живописными, графическими и скульптурными работами, предметами старины и антиквариата, созвучными морской тематике.
Модели парусников, как и люди, бывают разными. Со своим характером, жизнью и судьбой.
Дмитрий КАЛМЫКОВ
Источник: www.nestor.minsk.by
myHouse.ru »2011-3-16 21:24