Мы новый мир построим!
«На очередном заседании правительства…» – внимая дикторше, Иван Федорович пытался сосредоточиться на утренних новостях. Но от телеэкрана отвлекали возбужденные голоса, доносящиеся из комнаты взрослой внучки.
За семь лет совместной жизни Оля и ее муж Миша серьезно ругались всего пару раз. Зная напористый характер своей Лельки, дед тихо сочувствовал «внучатому зятю», терпевшему неизменное фиаско в любых спорах. Профессору нравился Михаил: начитанный, вежливый, он преданно заботился о семье и никогда не отказывался от партии в шахматы. Иван Федорович сам предложил новобрачным перебраться к нему. После смерти жены в двухкомнатной квартире он остался один, родители Оли круглый год жили на даче.
И вот теперь встревоженный Иван Федорович заглянул в комнату молодых. А там, в самом центре, стояла раскрасневшаяся Леля. Полная фигура выражала решимость, а указующий перст был направлен в сторону обоев. Миша наблюдал за действом с похвальным спокойствием.
«Дедушка, хоть ты ему скажи! – топнула ногой Леля. – Соседи уже по десять ремонтов сделали, а мы все тянем! Живем в центре, надо соответствовать уровню! У людей и джакузи, и кондиционеры, и полы с подогревом… А нам что мешает выкинуть все старье!».
Иван Федорович задумался. В чем-то Лелька безусловно права, косметический ремонт давно бы не помешал.. Но внучкин азарт, желание все сделать наспех ничего хорошего не сулили. «Мы наш, мы новый мир построим…», – бормотал профессор, чувствуя нарастающее беспокойство.
Вечером на семейном совете Лелька представила ряд убедительных аргументов. Работу она недавно оставила, так что все свое время готова посвятить ремонту. Денег наверняка хватит: Миша зарабатывает достаточно, да и накопления есть. Ну а пока в квартире будет развал, можно пожить на съемной – подумаешь, какие-то пару месяцев.
«А кто будет искать рабочих и контролировать их? Держу пари: у тебя ничего не выйдет», – усмехнулся Миша. «А вот и выйдет, – не сдавалась Леля. – Спорим на что хочешь, все у меня получится!». Глаза Миши задорно блеснули, он уже знал, какой будет ставка в споре. «Обезьяны! Если не сможешь быстро и качественно сделать ремонт, отправим твою коллекцию куда подальше!»
Эти фигурки были едва ли не единственной слабостью Лели. Как-то она вычитала, что по гороскопу родилась в год Обезьяны, и с тех пор в доме поселилось целое полчище приматов – фарфоровых и керамических, крошечных и огромных.
Решив избавиться от звериного царства в случае неудачи, супруги начали готовиться к переезду. «Ничего, это ненадолго, – успокаивал себя Иван Федорович. – Все у Лели получится. С ее-то характером построить рабочих – раз плюнуть!».
Ляпай уверенно!
Через неделю Лелька рапортовала о ходе работ. Жилье ей удалось снять без проблем – маленькую захламленную квартирку, зато здесь же, в центре. Быстро ударила с хозяином по рукам, согласившись платить дорого. К чему мелочиться, если это всего на пару месяцев?!
Молодая женщина энергично распродала мебель, попутно сплавив за бесценок антикварный столик. Иван Федорович только вздыхал, еле успевая спасать от расправы то фамильный хрусталь, то старые книги, то бюстик Пушкина.
Бойкая подруга Аня поделилась с Лелей координатами знакомых рабочих. «Только все заранее продумай, – напутствовала умудренная опытом Аня. – И ни за что не показывай, что ни бельмеса в ремонтных делах не понимаешь. Как в фильме говорили: ляпай, но ляпай уверенно!»
И вот настал момент, когда порог абсолютно «голого» жилища переступили разбитные хлопцы в комбинезонах. «Так, хозяйка, докладывай, что будем делать», – обратился к Леле бригадир, конопатый дядька с хитрым прищуром.
Водя его по квартире, молодая женщина чуть ли не впервые в жизни испытала растерянность. Конечно, она продумала будущий интерьер, прочла статьи о ремонте, но эти познания были поверхностными, а пожелания – неконкретными. Конопатый, видимо, это понял. И затараторил: «Значит так, хозяйка. Жить мы будем в квартире, питаемся сами, но на твои деньги. Какие материалы понадобятся, где их купить – все скажем. Выдай нам аванс, остальное заплатишь по ходу выполнения работы. Да не волнуйся ты так, все будет тип-топ!».
Прошло две недели… Верная слову, Леля старалась контролировать ход работ. Обходя развалины своих владений, Лелька цепким взглядом отмечала царивший в квартире беспорядок, праздно шатающихся молодцев, разбросанные бутылки, колоду карт… Но вечером бодрым голосом докладывала: «Все в порядке, колупаются с санузлом», – старательно пряча глаза от супруга и дедушки.
Отпущенные для работ два месяца подходили к концу, а ремонт с мертвой точки так и не сдвинулся. Однажды прямо у собственных дверей, Ольга столкнулась с разъяренной соседкой. «Аааа, явилась!!!» – зловещий выкрик Зинаиды Васильевны, обитавшей в квартире снизу, явно не сулил ничего хорошего. Тем более что за глаза эту пожилую даму прозвали Тещей: Зинаида Васильевна была живым воплощением склочницы из анекдотов.
«А что случилось? Видите, у нас ремонт – маленькое стихийное бедствие»,– миролюбиво улыбнулась Леля. Но Теща не унималась: «У нас по вашей милости тоже бедствие, целый потоп! А мы недавно ремонт сделали!».
Подсчитывая в уме ущерб, Леля выясняла подробности катастрофы: архаровцы Конопатого взялись-таки за дело и со всей молодецкой удалью свернули трубу в ванной. Пару дней оттуда капала вода, просачиваясь через ветхие перекрытия к соседям.
«Заплатила злобной Теще, выгнала халтурщиков, теперь ищу новых рабочих. Так что, простите, ремонт затягивается, придется еще пожить в съемной квартире», – повинилась Леля перед родными.
Последняя капля
Следующие несколько месяцев прошли в боях с очередными «архаровцами». Выяснилось, что найти хорошую бригаду в огромной столице чрезвычайно сложно. «Ребята с золотыми руками», которых советовали знакомые, на деле оказывались жуликоватыми мужиками, не умевшими делать ровным счетом ничего.
Кто только не брался за ремонт в многострадальном жилье! Азиаты-гастарбайтеры выровняли потолок, зато стены после их работы пошли трещинами. Завысив смету, они получили деньги и скрылись, оставив после себя гору междугородних счетов. Простоватые с виду ребята из деревни перестарались с плиткой в ванной: она обвалилась на второй день. А от затеи с мозаикой на кухонной двери Леля отказалась после тщетных попыток донести пожелания до очередных работяг, на сей раз из Молдовы.
Как-то вместе с Лелей на квартиру выбрался Иван Федорович. За время ремонтных страданий старик осунулся и приуныл, но огорчать внучку не хотел. «Что там стало со старым профессорским гнездом?» – нарочито бодро произнес он, открывая дверь.
Увиденное так поразило Ивана Федоровича, что он осекся на полуслове. Бездушное царство стекла и шкафов-купе мало напоминало некогда уютное профессорское гнездышко. Даже не верилось, что когда-то здесь проводили шумные семейные торжества, устраивали литературные вечера, встречали друзей. Интеллигентная атмосфера старой московской квартиры казалась утраченной навсегда… Последней каплей для дедушки стала огромная купель, именовавшаяся шипящим заморским словом «джакузи», которая заняла почти всю площадь ванной. Иван Федорович почувствовал, как задыхается в родных стенах, в один миг ставших для него чужими.
Счастливая доля
Прошло полтора года. Супруги вовсю обживают обновленное жилище: они основательно поистратились, а потому обходятся пока почти без мебели. Чтобы погасить долги за ремонт, Мише пришлось взять кредит.
Леля старается не замечать огрехи ремонта и признается себе, что абсолютно довольна лишь одним: из-за долгой нервотрепки наконец-то похудела.
А что же Иван Федорович? Он нашел пристанище на даче у дочери, Лелиной мамы. В старом, но добротном доме дедушке выделили комнату, куда и переехали альбомы с пожелтевшими от времени фотографиями, толстенные тома классиков, фамильный хрусталь.
На природе у профессора словно второе дыхание открылось: всю жизнь занимавшийся исследованиями чужих книг, Иван Федорович вдруг сам начал писать! Удобно устроившись в беседке под раскидистой яблоней, вдохновенно строчит мемуары.
Молодежь навещает дедушку: Миша привычно расставляет шахматные фигуры, а Леля заводит разговоры о возвращении в город. Но в ответ на все предложения Иван Федорович отрицательно качает головой и задорно цитирует классика: «Как счастлив я, когда могу покинуть докучный шум столицы и двора!».
Щупленький старик действительно счастлив. Вечерами он сидит на террасе, слушая пение птиц и вспоминая прошлое. А каждое утро перед прогулкой заботливо смахивает невидимую пыль с фигурок мартышек, тоже перебравшихся поближе к природе.
Комментарий
ксандра Бузина, юрист:
– Леля сэкономила бы немало денег и нервов, если бы подготовилась к ремонту более ответственно. Услугам сомнительных рабочих следовало предпочесть ремонт в исполнении фирмы с солидной репутацией. Можно было обратиться и к бригаде рабочих, но только в том случае, если знакомые дали обстоятельные рекомендации и продемонстрировали результат труда. Однако главный промах был в том, что она не заключала договоры с бригадами рабочих.
В подобных ситуациях речь идет о договоре подряда, предусмотренном ст. 740 Гражданского кодекса. Называться этот договор может по-разному, в зависимости от характера работ (например, договор подряда на ремонт квартиры, договор на выполнение ремонтно-отделочных работ).
По такому договору хозяин квартиры является заказчиком, от имени подрядчика выступает бригадир или руководитель фирмы, выполняющей ремонт. В договоре следует подробно описать его предмет – работы, которые будут проводиться. Следует конкретизировать условия об их стоимости и порядке расчетов, правах и обязанностях сторон, сроках, размере неустойки за их срыв.
В качестве приложения к договору будет фигурировать подробная смета на работы и материалы. Можно вписать и иные условия, например, о порядке разрешения споров, возникающих между сторонами.
Грамотно составленный, подробный и подписанный сторонами договор станет гарантией того, что ремонт будет выполнен в срок и качественно. В случае нарушений со стороны подрядчика заказчик может сослаться на текст договора, доказав наличие тех или иных соглашений. Условия договора можно будет упомянуть и в тексте претензии, и в исковом заявлении, если дело дойдет до судебного разбирательства.
Важно, что заказчик может не только расторгнуть договор, потребовав назад деньги либо назначить подрядчику новые сроки, но и взыскать с нарушителя убытки. Например, Леля сняла квартиру только на два месяца, это был запланированный срок ремонта. По вине рабочих Леле пришлось платить за съемное жилье дольше, и именно эти убытки она могла бы взыскать.
Принимать отдельные объемы работ нужно тоже по правилам, составляя акт приемки с подписями сторон. Если в ходе ремонта будет перепланировка, не забудьте получить необходимое разрешение.
Ксения Новикова
Газета "Квартирный ряд"
myHouse.ru »2011-3-16 16:27