И ребенок включает «говорящий ящик» – телевизор, с экрана которого на него потоком устремляются эмоции. Из подросткового сериала ребенок узнает подробности жизни сверстников за рубежом. Реагирует на ситуации, воспринимает предлагаемый героем фильма стиль поведения как единственно возможный. Содержание многих телеверсий таково, что основной проблемой является стремление подростка расстаться с девственностью. Главный неудачник в американской школе (а именно американских фильмов на нашем экране большинство) – это девственник (не припомню интеллектуальный эквивалент).
Для школьников, еще не интересующихся отношениями с противоположным полом, существуют такие способы телевизионного «зомбирования», как мультфильмы. С 14 до 16 часов на экран «выползают» нарисованные чудовища: полуроботы-полулюди устраивают войну миров; в «правом деле» им помогают скелеты с зелеными волосами и черными губами, которые именуются «женщинами», «красавицами» и «любимыми». «Наилучшие» варианты для просмотра – это «героические» мультипликационные эпосы про людей-мутантов вроде Бэтмана или Спайдермена. Вот и получается, что «герои» для подражания – это необщительные, неуверенные в себе личности, наделенные сверхсилой, которая и отличает их от других.
Мы редко обращаем внимание на то, что смотрит ребенок по телевизору. Запрет обычно распространяется на ужастики и эротику, а мультфильмы всегда разрешены. Да, советские мультики действительно смотреть можно всегда, потому что они, как правило, носят дидактический характер: ведь никто не будет возражать против воспитания чистоплотности, аккуратности, помощи старшим и др. К сожалению, отечественных мультфильмов на телеэкране можно увидеть гораздо меньше, чем зарубежных, большинство из которых – те же «страшилки». Только степень воздействия на психику ребенка в них значительно выше, так как ребенок всему верит!
В результате ребенок беспокойно спит ночью, а днем боится один оставаться дома. Самые опытные врачи не могут справиться с энурезом (ночное недержание мочи). Не ладятся отношения в школе. Не делаются самостоятельно уроки, но оторваться от телевизора невозможно. Однако не все зло сокрыто в телевидении. Пусть даже и складывается впечатление, что нас программируют на стресс, неудачу, страхи (стоит только очередной выпуск новостей посмотреть – так конец света уже пришел). Однако у взрослых все же есть выбор, на какой канал переключиться и какую передачу посмотреть. А вот ребенок, придя из школы, за неимением живого общения бежит к телевизору и впитывает все подряд, как губка.
А куда же исчезло живое общение в семье – ребенка с родителями, а родителей с ребенком? Где ежедневный живой, теплый, эмоциональный и доверительный разговор? Его отсутствие в семье, несомненно, имеет пагубные последствия.
К тому же бесполезно запрещать смотреть телевизор ребенку, привыкшему к этому «наркотику», во-первых, потому что уже сформирован определенный стереотип поведения, и, если его резко изменить, ребенок вас не поймет и воспримет это как несправедливость по отношению к себе. Если вы все-таки решили «избавить ребенка» от просмотра телевизионных передач, то задумайтесь, чем же их можно заменить при отсутствии общения с понимающими взрослыми! И еще, помните: запретный плод сладок. Только личная заинтересованность ребенка важна в данном вопросе.
Да и разлаженные отношения за один вечер не поправишь. Но знать и задумываться о последствиях необходимо сейчас, пока, быть может, не совсем поздно.
От редакции
Эта статья подняла тему, которая волнует сейчас, наверное, каждую семью, в которой есть дети. Какое влияние оказывает на детей телевизор? И так ли все плохо? Есть различные мнения по этому поводу.
В Госкомстате России подсчитали, что на воспитание детей мы затрачиваем в среднем 37 минут в сутки! Это с учетом выходных, праздников и отпусков. Зато у экрана телевизора, по данным ВЦИОМ, российский ребенок в среднем проводит 3,5 часа.
Ученые утверждают, что за последние пять лет коммуникативные способности детей значительно ухудшились. И виной тому – все тот же пресловутый телевизор, перед экраном которого дети просиживают слишком много времени и который зачастую является их главным собеседником. А ведь именно родители, как первые собеседники детей, несут ответственность за развитие у них способности к нормальной речи и общению. Но занятым своими делами и заботами родителям зачастую недосуг уделять достаточно времени разговорам со своими отпрысками, тем более что телевизор – замечательное средство отвлечения постоянно требующих внимания детей. С другой стороны, ученые из университетов Канзаса и Массачуcетса утверждают, что телевизионный экран обостряет детский интеллект: те дети, которые уже в возрасте от 10 до 18 месяцев систематически ползают перед телевизионным экраном, быстрее выучиваются правильно соотносить понятия с соответствующими предметами. Специалист по детской психологии Бруно Беттельхайм даже заявил: «Детям нужно телевидение. В их мире нередко доминируют взрослые, которые не понимают детскую жизнь. Дети испытывают гораздо большую, чем взрослые, потребность в грезах, и удовлетворить ее может телевизор».
Можно приводить и другие примеры противоречивости выводов различных ученых, и у вас наверняка имеется свое мнение по этому поводу. Так что есть над чем поразмыслить и поговорить в дальнейшем.
О. Горбушина
myHouse.ru »2011-3-16 15:41