Создание антикварных интерьеров требует тонкого художественного вкуса и довольно высокого достатка. Так как приобретение старинных вещей, особенно представляющих художественную ценность, или раритетных экземпляров – очень дорогое удовольствие. Но, с другой стороны, это и выгодное вложение средств, так как антикварные вещи со временем только растут в цене.
А художественное чутье и тонкий вкус необходимы для того, чтобы не ошибиться в выборе вещи при покупке, а также, чтобы совместить в одном помещении предметы не только из разных гарнитуров, мебельных групп или разных сервизов, но порой и предметы разных эпох или стилей. Вещи должны не противоречить друг другу, а составлять некое гармоничное сочетание, для этого нужно уметь найти для каждой из них оптимальное место и окружение.
Поэтому при создании антикварных интерьеров необходимо пристальное внимание к деталям: материал штор и обивок, колорит стен, рисунок паркета или ковра, лепнина потолка, с которого свисает роскошная лампа с бронзовыми завитками, дверные ручки и даже петли – все должно вести к одной цели – созданию целостного интерьера, где вещи не хранятся как в музее, а живут, украшая жизнь своих хозяев.
Мебель в Россию до конца XVIII века привозили из Европы. Она была в основном французского и английского производства, для ее изготовления применялось красное дерево, а из-за его дороговизны чаще использовался шпон.
Но Павел I за недолгий период своего правления умудрился испортить отношения с заграницей, вплоть до запрета на импорт. И тогда мебель стали заказывать российским мастерам. Как раз в это время вспомнили о замечательных декоративных свойствах карельской березы, структура древесины которой уникальна. Волокна ее туго сплетены между собой, по орнаменту древесина напоминает малахит, а по лучистости и теплоте цвета – все оттенки янтаря.
Украшалась мебель из карельской березы бронзовым литьем, резьбой, чернением, инкрустацией, а особый блеск ей придавали накладки из черного мореного дуба. На родине мебель из карельской березы не слишком ценилась, в то время как в Европе считалась особым шиком и показателем достатка.
Сейчас, в начале третьего тысячелетия, карельская береза – вновь супермодный материал, а предметы, изготовленные из нее краснодеревщиками, переживают новый пик популярности.
Кабинет хозяина дома можно обставить, например, по образцу классического кабинета середины XIX столетия. Стиль – очень мужской: портреты императоров в тонких черных рамках над столом, книги, мраморные скульптурные группы, старинные гравюры с изображением батальных сцен на стене, бюст из белого мрамора и бронзовая настольная лампа с черным абажуром. Все сдержанно, строго, но очень красиво.
Украшением кабинета или камина в гостиной могут являться антикварные часы. Первые часы появились на башнях монастырей в XIII веке, а в домашнем обиходе – только три столетия спустя. Европейскими центрами часового производства тогда считались Нюрнберг и Аусбург, где в скобяных мастерских начали изготавливать детали часов. Но уже к концу XVII века лучшими мастерами стали почитаться английские часовщики. А старинные часы той эпохи ценятся на аукционах как самые дорогостоящие.
«Золотым веком» часового производства стал XVIII век, когда часы повсеместно вошли в домашний обиход и, кроме времени, должны были демонстрировать толщину кошелька владельца. Часы отделывали мрамором, золоченой бронзой, фарфором и драгоценными камнями. Позднее началось производство каминных часов, декор которых тоже был дорогим и разнообразным.
В России вершиной часового искусства стали изделия фирмы Фаберже, выполненные большей частью в стиле рококо: они украшались бриллиантами, серебром или золотом. Такие часы считаются произведениями ювелирного искусства и высоко оцениваются на аукционах.
Но менее дорогие экземпляры старинных часов, которые сегодня можно увидеть в российских антикварных салонах и галереях, способны украсить любой интерьер, а механизм, выполненный мастерами прошлого, не уступит в надежности современным экземплярам.
Фарфоровая посуда – еще одно непременное украшение антикварных интерьеров. Фарфор привезли в Европу из Китая еще во времена Крестовых походов. Но из трех знаменитых китайских секретов – шелка, пороха и фарфора – последний оказался для европейцев самой большой загадкой. Открыли его в Саксонии только через семь столетий. Так началась история фарфора в Европе.
Русский фарфор появился после основания Императорского фарфорового завода, где сразу развернулось производство парадных сервизов. Русский фарфор неизменно был высокого качества, менялся только императорский вензель: каждый император должен был видеть свой вензель на дне тарелки.
К работе над сервизами привлекались лучшие живописцы и скульпторы Академии Художеств. Их работы стали поистине шедеврами: тончайшая роспись, позолота, изысканные формы и сочетания цветов. Сервизы украшались изображениями растений и животных, видами городов и памятников древности, сценами из популярных литературных произведений и были скорее произведениями искусства, чем бытовыми предметами. И сейчас эти старинные изделия по-прежнему украшают интерьеры современных домов, радуя своим изяществом и совершенством.
Позже появился и новый вид декоративно-прикладного искусства – малая фарфоровая пластика. Изящные и красочные фарфоровые фигурки или, как их тогда называли, куклы, сделались самым желанным украшением кабинетов, горок и парадных столов. Помимо Императорского фарфорового завода в Петербурге, скульптуры из фарфора выпускались и на заводе Гарднера под Москвой. Выпущена была серия «Народы России», высоко оцененная не только современниками, но и коллекционерами наших дней. Такая малая пластика из фарфора может и сегодня служить украшением кабинета или столовой.
Квартира, в которой живет ценитель антиквариата – это не музей, как может кому-то показаться, а место с особенной аурой, созданной прекрасными вещами, прожившими долгую жизнь, но сохранившими свое великолепие. Вкус и опыт знатока подлинных ценностей – чувствуется в этой квартире.
М. Сомова
myHouse.ru »2011-3-16 16:06