Для тех, кто выбирает акварель...
Подготовка дерева Для росписи годится любое дерево. Здесь нет такого тщательного отбора материала, как это происходит, например, при фигурной резьбе. Главное, правильно подготовить поверхность. Для этого:
1. Поверхностный слой краски или лака удаляется. Можно использовать рубанок или, например, новейший фен для снятия краски.
2. Все дефекты — выщерблины, царапины, вмятины — заделываются раствором, состоящим из мелких стружек и клея ПВА (в пропорции 1:1).
3.Шероховатая поверхность выравнивается циклей (этот инструмент вы найдете в любом магазине хозтоваров или на рынке). Затем обрабатывается мелкой наждачной бумагой.
4. Если дерево рыхлое или мягкое, поверхность лучше загрунтовать раствором, состоящим из клея ПВА с добавлением в него воды (1:1). Эта смесь наносится на поверхность кистью. Лучше накладывать три слоя грунтовки, давая хорошо просохнуть каждому предыдущему слою. Когда подсохнет финишный слой, снова зашкурьте поверхность мелкой наждачной бумагой. Плотную древесину можно загрунтовать обыкновенным клейстером, приготовленным из крахмала и воды. Варите кашицу средней густоты, напоминающую кисель, остужаете и покрываете поверхность изделия в один слой. После высыхания грунтовки мебель готова к дальнейшей обработке.
5. Роспись можно делать по белой грунтовке, по тонированной, а можно накладывать рисунок на прозрачный грунтовочный слой (по «живому» дереву).
Если вы решили делаете роспись по грунтовке, то считайте, что поверхность уже подготовлена. Если роспись предполагается на белом фоне, то вам необходимо проделать следующую операцию. Покройте поверхность вашего изделия пятью слоями водоэмульсионной краски. Интервал между просушками каждого слоя 1-1,5 часа. Последний слой должен сохнуть сутки. Высохшую поверхность можно слегка отшлифовать мелкой наждачной бумагой.
Если вам необходим цветной фон, берется водоэмульсионная цветная краска или в ту же белую водоэмульсионку добавляется тушь или гуашь необходимого оттенка.
Краски и кисти.
Для начала, проверьте выбранные краски «на отлип»: на заранее заготовленном брусочке сделайте мазки всеми цветами палитры, и после того как они подсохнут, покройте брусок лаком. Если лак «тянет» за собой краску, то необходимо перед работой добавить в краску клей ПВА (клей должен составлять 1/20 часть от объема краски). После этого краска становится более устойчивой. Для росписи вам необходимо запастись хорошими кистями. Мы рекомендуем колонковые (№№ 2-4) и круглые беличьи кисти (№№от 4 до 12). При покупке проверьте упругость кисти, предварительно смочив ворс. В специализированных художественных салонах для этого всегда есть баночка с водой.
Как создать рисунок
Начнем с того, что рисунок должен быть тщательно продуман. Постарайтесь хоть на минуту представить, как ваше творение впишется в стиль и интерьер помещения. Не пытайтесь копировать рисунок с кофейной чашки на поверхность обеденного стола. То, что хорошо для маленьких предметов, не всегда годится для больших. Создайте эскиз узора на бумаге в полную величину. Хорошо продумайте цветовое решение. И только после того как рисунок готов, переведите его на кальку, а с кальки (через копирку) на поверхность.
Теперь займемся красками. Гуашь необходимо развести до консистенции жидкой сметаны. Сначала раскрашиваются элементы одного цвета, затем элементы другого и.т.д. Когда рисунок готов и слегка подсох, сделайте обводку элементов, чтобы рисунок стал более четким и ярким.
Покрытие лаком. Это пожалуй самый ответственный этап. Ровно покрыть поверхность лаком — дело не из простых, здесь требуются терпение и аккуратность. Обычно применяется лак, предназначенный для дерева: AK-156, AK-575, ПФ-283(4С)... Новичкам лучше всего пользоваться масляными лаками. Они дольше сохнут, но лучше растекаются по плоскости и ровнее ложатся. Нитролаки не рекомендуются. Они мгновенно сохнут и ими гораздо труднее ровно покрыть поверхность. Для нанесения лака на поверхность можно воспользоваться кистью, тампоном, валиком. Лак перед использованием лучше слегка подогреть. Количество слоев зависит от того, какого глянца вы хотите добиться. Нанесенный слой лака должен быть тонким, иначе он не просохнет изнутри, останется мягким, и ваша мебель не сможет выдерживать положенные механические нагрузки, поверхность быстро покроется царапинами и вмятинами и потеряет товарный вид.
Если вы наносите лак на «чистое» дерево без гуашевой грунтовки, учтите, что первый лакировочный слой впитается полностью. А значит, нужно будет покрыть поверхность лаком минимум дважды, а лучше трижды. Если вам кажется, что после лакирования поверхность осталась недостаточно ровной, аккуратно зашкурьте ее. Сотрите стружки сухой (но не в коем случае не влажной) тряпочкой и обработайте поверхность еще раз жидким лаком, разведенным растворителем.
И, напоследок, для любителей экзотики - "Акварель по лаку" - этот способ применялся худождниками в XIV веке для риснука по дереву. Хорошо подготовленное дерево тонируется морилкой и задувается мебельным нитро-лаком. По высыхании оного вся расписываемся поверхность натирается обычным чесноком. По такой поверхности можно сразу писать как акварелью, так и маслом. После высыхания рисунка наносится слой Акрил-фисташкового лака, а под конец - нитролак.
Для тех, кто предпочитает масло...
Подготовка дерева
Для начала дерево тщательно шлифуется. Обычная практика шлифовки, применяемая в мебельном искусстве — шкуренье грубой шкуркой, затем мелкой, потом полировка. Полировка может выполняться например тряпочным тампоном, с нанесенным на него абразивом (напр., пастой ГОИ)
Если поверхность под роспись полностью записывается — грунтовка делается белой или тонированной. Для этого могут применяться различные составы. Вот один из них: замачиваете один пакетик желатина, который затем разводится в воде на медленном огне. Добавляете обычный мел, измельченный в пыль и хорошо просеянный. Состав в процессе разогрева тщательно перемешиваете. Когда вы получите однородную массу молочного цвета, состав можно снимать с плиты и остужать. Однако он не должен стать абсолютно холодным, иначе — загустеет.
Полученная теплая масса наносится на поверхность дерева три раза. На просушку после каждого нанесения требуется примерно 12 часов. Очень важно прежде чем наносить каждый последующий слой убедиться в том, что предыдущий слой абсолютно высох. Когда все три слоя нанесены — они, кстати, должны быть довольно тонкими — вся поверхность шлифуется мягкой шкуркой, чтобы сгладить неровности, оставшиеся при нанесении грунтовки. На получившуюся поверхность уже можно наносить рисунок.
Если нужно, чтобы грунтовка получалась прозрачной, то выполняется та же операция с завариванием желатина, но без добавления мела. Легкая шлифовка после покрытия такой прозрачной грунтовкой необязательна, но желательна.
Если нужно, чтобы грунтовка была тонированной, то в мел на желатине при разогреве и вымешивании следует добавлять еще и тонировочный пигмент: лучше всего темные или красноватые земли — сиены и умбры.
Нанесение рисунка
Для нанесения рисунка на белую грунтовку можно использовать перевод готового рисунка с кальки на рабочую поверхность с помощью угля или тонировочной пасты. Чтобы на белой и чистой поверхности грунта не было никаких исправлений, излишки угля смахиваются мягкой тряпочкой и закрепляются очень тонкой кистью с нейтральной краской. Лучше всего для этой цели использовать земли: охры и сиены.
Если на темном дереве нанесена прозрачная грунтовка, то рисунок можно перевести мелом прямо на поверхность загрунтованного дерева. При росписи по меловому контуру рисунок полностью растворяется маслом и не оставляет никаких следов. Так же можно поступить и при нанесении рисунка на тонированную грунтовку. Правда, этот вариант подходит в основном профессионалам, в совершенстве владеющим как рисунком так и живописью.
Следует отметить, что при декоративно-прикладной росписи по дереву следует писать на «тройнике» (растворитель для красок, его состав: масло льняное или ореховое, летучий разбавитель (например, Пинен), межслойный лак) с минимальным содержанием масла. Пропорции примерно могут быть такими — одна часть масла : две части разбавителя : две части лака.
Когда живопись выполнена и хорошо просохла (не менее двух недель с момента образования необратимой масляной пленки последнего слоя), всю поверхность рисунка следует покрыть тонким слоем специального покрывного лака, например, Акрил-фисташкового. По высыхании этого слоя лака (около суток) живопись можно задуть мебельным прозрачным нитролаком.
Все. Процесс завершен.Удачи!
по материалам Kotlovan.ru
myHouse.ru »2011-3-16 16:19