Главной тенденцией рынка мебели для кабинетов в последнее время становится перемещение спроса в более дорогую нишу. Руководители охотнее обставляют свои рабочие места дорогой, качественной, престижной мебелью. Растет спрос на мебель бизнес-класса (цена стандартного набора мебели, состоящего из стола, тумбы и шкафа, — до $3 тыс.), классов премиум ($3—10 тыс.) и «элита» ($10—15 тыс.). Недорогие кабинеты экономкласса (по цене от $500) покупают предприятия с очень ограниченным бюджетом: учебные заведения, государственные учреждения, фирмы—представители малого бизнеса.
Впрочем, доля расходов на кабинет в бюджете на оборудование всего офиса снижается. Если раньше на кабинет уходило более половины бюджета, то сегодня — около 30—40%. При этом, правда, сами бюджеты заметно увеличиваются — мебель рассматривается как инструмент бизнеса, поэтому выбор делается в пользу более качественной, функциональной и стильной обстановки.
Бурный рост рынка российской мебели для кабинетов — еще одна заметная тенденция. Потребители охотнее обращаются к российским производителям. Яна Шамбер, заместитель генерального директора компании «Камбио»: «Устарел миф о том, что желающие приобрести красивую и качественную мебель должны обращаться к европейским производителям, а российские производители могут предложить единственное конкурентное преимущество — относительно низкую цену. Конечно, в самом высоком ценовом сегменте мы пока не в состоянии конкурировать с итальянцами, за плечами которых более чем полувековой опыт разработки президент-комплектов. Однако в сегменте бизнес-класса российские производители предлагают мебель того же уровня, что и европейские, а при отсутствии накладных расходов такая мебель имеет ощутимое ценовое превосходство».
Вот уже несколько лет коллекции кабинетов собственного производства таких компаний, как «ФЕЛИКС», «ЮНИТЕКС», «Камбио», стали заметным явлением на «кабинетном» рынке. Антон Терентьев, генеральный директор компании «ФЕЛИКС»: «Мебель бизнес-класса производства «ФЕЛИКСа» успешно конкурирует с итальянской продукцией. Мы используем те же материалы и технологии: ламинированную ДСП, МДФ, массив, металл, стекло, софтформинг, постформинг. При этом процент брака на производстве «ФЕЛИКСа» не превышает 0,3%, в то время как на фабриках Италии этот показатель доходит до 1—2% и выше».
Неудивительно, что сегодня отечественные кабинеты бизнес-класса — фавориты продаж.
Впрочем, по мнению участников рынка, российские компании начинают активно осваивать и более дорогой сегмент — премиум. Прежде всего это связано с внедрением технологий по производству мебели из шпона.
Пока российские производители ведут борьбу за сегмент премиум, иностранцы (итальянцы, испанцы, немцы) держат лидирующие позиции на рынке элитной мебели для кабинетов. В этой нише представлены президент-комплекты — это дорогая, часто эксклюзивная мебель, при изготовлении которой используются редкие, дорогостоящие материалы, применяется ручной труд, в отделке присутствует орнамент, маркетри, мозаика. Российским потребителям по духу близка итальянская и испанская мебель, отличающаяся броским дизайном. Консервативный немецкий стиль кажется россиянам скромным, не пользуется популярностью и дорогая скандинавская мебель, в которой нередко присутствует необработанное дерево, что не вписывается в представления российских начальников о престижном кабинете. Для потребителей элитной мебели очень важны марка производителя и имя дизайнера модели. Импортеры стараются удовлетворить вкусы самых взыскательных клиентов, сегодня в Москве можно заказать президент-комплекты практически всех легендарных производителей, считающихся законодателями мод. В ассортименте компании «ФЕЛИКС», например, представлена уникальная модель LUNA (от фабрики Uffix), разработанная всемирно известной дизайн-студией Pininfarina, которая специализируется на дизайне автомобилей Ferrari. А компания SOLO, специализирующаяся на коллекциях класса hi-end, помимо прочего «эксклюзива» поставляет в Россию престижную мебель фирмы Poltrona Frau — официального поставщика мебели для английского Королевского двора, кожаных салонов для автомобилей Maserati, BMW и Ferrari.
В ближайшее время, по мнению участников рынка, ситуация в сегменте элитной мебели не изменится. Российские компании пока не готовы инвестировать средства в технологии, необходимые для изготовления элитной мебели. Тем более что рынок этот довольно узок и уже насыщен.
Перемена мест
Смена игроков и фаворитов — не единственная тенденция рынка мебели для руководителей. В последние несколько лет претерпела изменения идеология организации офисного пространства в целом и кабинета руководителя в частности. Это связано как с внедрением новых бизнес-моделей, так и с появлением в России большого количества западных компаний, чей стиль охотно перенимают российские фирмы.
Все чаще кабинет рассматривают не как крепость, выполняющую устрашающую и демонстрационную функции, а как составную часть офисного пространства. Кабинеты становятся более открытыми, демократичными по духу. Смена стиля руководства приводит к изменению обстановки кабинета начальника. В кабинетах выделяют переговорную зону, где часто проходят производственные совещания, которые не имеют ничего общего со старорежимным «вызовом на ковер». Круглый стол сменяет авторитарную брифинг-приставку, в кабинете появляются зоны неформального общения — с мягкой мебелью, аквариумами и живыми цветами.
Все больше руководителей отдают предпочтение мобильной модульной мебели. По мнению Владимира Васильева, коммерческого директора компании Kraft, «легкие демократичные модели визуально сближают топ-менеджмент и среднее звено, объединяя их в офисной динамике». Кроме того, модульные коллекции мебели для кабинетов позволяют создавать уникальные интерьеры, максимально отвечающие роду деятельности компании, а также характеру и привычкам руководителя фирмы.
Многим поклонникам традиционного стиля модульная мебель кажется слишком простой и «не солидной». На самом деле эта простота обманчива. Для модульной мебели характерно сочетание функциональности, высоких технологий и дизайна. Например, модель для переговорной Conline X от Koenig+Neurath имеет источники дополнительного освещения, расположенные в центре стола и в тумбовой опоре конструкции. Такое необычное решение не только практично, но и привлекательно с дизайнерской точки зрения. Так же как и модули с интегрированной в них офисной техникой и электроникой, которыми начальники с удовольствием обставляют свои кабинеты.
Экономичность — еще один «плюс» модульной мебели. Антон Терентьев: «Взаимозаменяемость деталей, широкий модельный ряд позволяют в рамках одной серии предложить покупателю кабинеты различной стоимости. Например, для шпонированной коллекции «Консул» шкафы, а также скрытые части столов и тумб можно выполнить из более экономичного, но в то же время высокопрочного материала — ламината. Кроме того, мы создаем коллекции в разных ценовых категориях, по стилю сочетающиеся друг с другом. Скажем, при выборе кабинета из коллекции «Президент» шкафы и тумбы можно подобрать из более экономичной серии «Технофорвард». Аналогично кабинет «Премьер» можно укомплектовать шкафами из коллекции «Стиль», кабинет «Лидер» — шкафами «Система».
Fashion в офисе
Долгое время считалось, что кабинет — представительская часть офиса, поэтому и обставлять его старались, как говорится, по максимуму. Рейтинг приоритетов при выборе мебели начинался с престижа модели, репутации производителя и цены (считалось, «чем дороже, тем лучше»). Повсюду господствовал так называемый классический стиль, характеризующийся преобладанием тяжеловесной мебели темных тонов с обилием закрытых поверхностей. Банкиры испытывали тягу к «историческим» стилям — от чистой классики до барокко, правда, в современной интерпретации испанских и итальянских производителей. В середине 90-х в моду вошли изыски в стиле hi-tech из стекла и хрома. Однако продержались они на гребне популярности недолго, поскольку воспринимались как излишне прозрачные и хрупкие.
Эксперты отмечают: в офисах десятилетней давности многое было сделано напоказ, только потому, что в бизнес-сообществе было принято демонстрировать состоятельность и солидность. Личность хозяина кабинета терялась в роскошной или слишком стандартизированной обстановке, а эмоции и индивидуальность на рабочем месте считались дурным тоном.
Сегодня приоритеты изменились. Теперь в моде индивидуализм, который диктует представление о том, что современно и красиво. Архитекторы и дизайнеры отмечают тенденцию к исчезновению жесткого диктата моды в планировке, отделке и обстановке офисов.
Требования заказчика, связанные с видом бизнеса, характером его работы, привычками и личными стилевыми пристрастиями, выходят на первый план. При этом сам заказчик зачастую не принимает участия в организации кабинета. Для этих целей нанимают дизайнеров-архитекторов, которые действуют в рамках пожеланий клиента. Кстати, мебельщики заметили: чем крупнее компания, тем реже руководитель занимается вопросами обустройства.
Конечно, бывают и исключения. Так, недавно специалисты компании «ФЕЛИКС» выполняли заказы для нескольких серьезных учреждений, топ-менеджеры которых уделяли пристальное внимание выбору мебели. Антон Терентьев рассказывает: «Все руководители одной крупной сырьевой компании приезжали в салон, и каждый лично подбирал для себя наиболее удобную модель мебели. А для одной военной организации все, вплоть до парт, выбирал генерал, обсуждая со специалистами все нюансы. Не отстают от военных и спортивные чиновники. Когда мы оборудовали большой спортивный объект, его директор активно участвовал в работе над проектами обустройства всех помещений».
Впрочем, приведенные примеры как нельзя лучше свидетельствуют об изменении подхода к организации рабочего места руководителя. Клиенты все чаще обращают внимание на комфорт, функциональность, качество, эргономичность, дизайн модели, экологичность материалов и цену. Алексей Вышкварко, генеральный директор группы компаний «ЮНИТЕКС», отмечает еще одну тенденцию: «Современному заказчику важно знать, есть ли выбранный им кабинет на складе, какие сервисные услуги сопровождают продажу, важен профессионализм выбранной компании, ее надежность и репутация».
Что касается стилевых предпочтений, то классика и hi-tech по-прежнему вне конкуренции. Антон Терентьев: «Около 70% наших клиентов, особенно руководители госучреждений, отдают предпочтение классике, выбирая мебель из массива, отделанную натуральным шпоном и кожей, с толстыми столешницами и брифинг-приставками. Богатое убранство классической обстановки — резьба по дереву, маркетри, позолота, натуральная кожа — отражает идею состоятельности. Стиль hi-tech богатство не демонстрирует, однако прекрасно отвечает духу руководителей преуспевающих, динамично развивающихся компаний, таких как «Ингосстрах», МТС и другие. Наши клиенты, руководители этих компаний, выбирают более современную, стильную мебель, яркие и оригинальные по цвету модели, с большим количеством стекла и металла. И, как показывает практика, доля таких компаний растет».
Яна Шамбер из компании «Камбио» подтверждает, что современная офисная мебель может соответствовать любому стилевому направлению — от классики до hi-tech, «гораздо важнее, что мебель для руководителей становится не столько презентационной, сколько удобной и функциональной. Не случайно последней мировой тенденцией является сближение офисной и домашней мебели».
Изменение мебельной палитры — подтверждение наметившейся тенденции. Яркие краски в кабинете сегодня не редкость. Например, последняя разработка компании «Камбио» — серия ON-LINE — сочетает в себе естественность натурального шпона «беленый дуб» с почти зеркальным блеском тонкой синей столешницы. Среди наиболее популярных цветов — бук, клен, светлый беж, венге, зебрано и черный дуб, а также традиционные тона: дуб, вишня, красное дерево, орех.
Внедрение корпоративного стиля — еще одна тенденция в оформлении офисов. Общественные зоны практически повсеместно являются «лицом» компании и содержат в своем интерьере элементы корпоративного стиля, однако до кабинетов эта мода еще не дошла. По словам дизайнеров и архитекторов, пока корпоративному стилю в оформлении кабинетов отдают предпочтение лишь руководители западных и молодых амбициозных российских компаний, исповедующих командный дух и принципы демократии. Так, в настоящее время специалисты компании «ФЕЛИКС» реализуют проект обстановки кабинета топ-менеджера крупнейшей телекоммуникационной компании, руководитель которой пожелал разместить в своем кабинете мебель, по цвету и форме созвучную новому «креативу» компании. Впрочем, по признанию мебельщиков, подобная преданность корпорациям на российском рынке встречается не часто. Больше распространен обратный вариант, когда президентский кабинет полностью отступает от корпоративного стиля.
Елена Давыдова
myHouse.ru »2011-3-16 16:16