Искусство у нас дома

Искусство у нас  дома

Если вы решили украсить квартиру или коттедж произведениями искусства, то перед вами две проблемы: первая — как выбрать картины, вторая — как их грамотно разместить, чтобы каждая из них смотрелась наиболее выгодно.

В вопросе выбора полотен присутствует слишком много субъективных моментов, и поэтому говорить на эту тему очень трудно. Зато второй вопрос возможно разобрать подробно, так как тут работают объективные факторы. Научиться искусству развешивания картин под силу любому. Для каждой из них должны быть правильно подобраны место, рама и освещение, благодаря чему удастся лучше понять замысел художника, а значит, получить больше приятных эмоций от ее созерцания. А если вы увлечетесь этим очень серьезным занятием (а оно действительно очень непростое: в галереях и на выставках, например, размещение полотен доверяют только самым опытным сотрудникам), то сможете развить художественный вкус, станете со временем еще лучше разбираться в живописи, а следовательно, будете получать максимум удовольствия от жизни.

О том, как правильно развешивать картины у себя в доме, рассказал известный акварелист Сергей Николаевич Андрияка, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, художественный руководитель Государственной специализированной школы акварели С. Андрияки.

— Сергей Николаевич, вам как художнику чаще приходится думать о том, что находится внутри рамы, а не вне ее. А помните ли вы случай, когда вам было интересно подбирать картины к интерьеру?

— Конечно. Например, при подготовке моей выставки акварели в Московском музее мебели мне пришлось к каждому залу, к каждой комнате музея подбирать свои картины. У всех помещений — различный характер, разное назначение, но что интересно: мои акварели, написанные в Англии, очень органично вписались в интерьер этого дома, построенного в конце восемнадцатого столетия. Натюрморты, интерьеры, цветы, пейзажи — все смотрело со стен музея так по-домашнему, будто провисело здесь лет двести. Антикварная мебель музея не только не проиграла от соседства с моими работами, но даже наоборот — создавалось впечатление, что все — и столы, и буфеты, и картины — подобрано одним человеком, эдаким индивидуумом, имеющим в душе особое расположение к старинным вещам и темам в интерьере.

— Хорошо. Возьмем совсем другой случай: современный офис с его лаконичным внутренним пространством и слишком простой и функциональной мебелью. Нужны ли там картины?

— Нужны. Они нужны везде, я в этом абсолютно уверен. Иначе обстановка совершенно мертвая. Скажу больше: она может быть дискомфортной даже в том случае, если полотна есть, и они хорошие, но развешаны неверно. У меня был такой случай. Один бизнесмен приобрел у меня несколько акварелей, сказав, что “для себя”. Позже, оказавшись у него в офисе, я обнаружил там все купленные у меня картины. Причем размещены они были случайным образом: там, где пространства явно не хватало, ютились большие работы, а посреди огромных гладких стен кучками висели маленькие и неяркие по цвету пейзажи. Тогда я предложил ему поступить так: все эти полотна (а вкус у него был хороший, и он купил очень красивые акварели) отвезти домой, а для офиса сделать новые, соответствующие его духу вообще и настроению каждой комнаты в отдельности. И бизнесмен согласился. А я стал писать акварели. Не буду рассказывать обо всем, но о комнате переговоров скажу несколько слов. Размышляя над картинами для нее, я сказал себе: “Комната переговоров — это помещение, где обычно идет очень точная и кропотливая работа. От того, как составлен договор, как он продуман, учтены ли все нюансы, подчас зависит судьба не только какого-то крупного дела, но и судьба самого предприятия, а значит, и людей, в нем работающих”. И я посчитал, что в данном случае нельзя придумать ничего лучше полотен, настраивающих посетителей этой комнаты на внимательную, тонкую и сверхаккуратную деятельность. Для этого я написал несколько акварелей в стиле натурализма. В них было проработано все буквально до последних мелочей — если, к примеру, в доску вбит гвоздь, то я тщательно выписывал не только сам гвоздик, но и тень от него, причем в тени зритель видел текстуру дерева. И так сделаны все работы. Был у меня и другой расчет. Если, скажем, комната переговоров служит кому-то в качестве помещения для ожидания, то ему будет весьма интересно рассматривать подобную “ювелирную” живопись. В итоге коммерсант, заказавший мне всю эту работу по украшению офиса, остался очень доволен.

— Но ведь в квартире или коттедже, как и в офисе, у каждой комнаты тоже есть свое назначение. Значит надо…

— Совершенно верно. В каждой комнате должна быть “своя” живопись. Начиная с прихожей. Ясно, что там не может быть масштабных полотен — рассматривать что-то просто некогда, да и незачем. Пока человек раздевается, он успевает лишь мельком осмотреть несколько небольших простых, графических по стилю и содержанию работ. Результатом такого осмотра будет даже не возникшее чувство, а просто фраза: “Я увидел нечто красивое…” В общем-то, прихожая она и есть прихожая.

То же самое относится и к коридору, ведущему из прихожей в гостиную. В нем никто останавливаться и разглядывать, что там висит на стенах, не должен. Поэтому на них надо поместить то, что не трудно воспринимать на ходу — очень простые по содержанию и исполнению графические работы. Кстати, несложная и в то же время красивая композиция — это ведь очень высокое искусство. Поэтому даже затемненный коридор может ярко представить гостям своего хозяина. Далее человек входит в гостиную. И тут на него должна просто-таки “обрушиться” главная стена комнаты — всей своей красотой, изящностью и сделанностью, высоким и безукоризненным мастерством написания полотен. Вниманием зрителя сразу же должна завладеть какая-то большая и яркая работа, буквально приковать его взгляд к себе. И лишь потом, оправившись от гипноза этой главной картины, гость замечает рядом с ней полотна средних размеров, но уже более спокойные, более выдержанные по цвету и тону… А обернувшись, он видит на задней стенке совсем небольшие камерные работы, притягивающие к себе тонким сочетанием цветов, лиричностью сюжетов, необычностью и сложностью композиций. Иначе говоря, в гостиной каждая картина должна вовремя захватывать зрителя, а затем вести его дальше, к другим произведениям. Нельзя дать пропасть интересу, надо постоянно поддерживать активность восприятия. Гостиная — это как бы ваша выставка, но в ней, как и на всякой другой выставке, ваши картины выстроены не столько для вас, сколько для ваших гостей.

Полотна более лиричного характера стоит повесить в кабинете, спальне или библиотеке. Кстати, в спальне размещают отнюдь не просто приятную для глаза живопись, а очень хорошую, серьезно сделанную. Но, разумеется, это должна быть живопись, проникнутая радужным настроем, так как именно с нее будет начинаться ваш день. Когда человек просыпается, ему хочется что-то разглядывать. И эти, так сказать, картины пробуждения будут сохранены в подсознании в течение всего дня. Человек может и не вспомнить о них, но они останутся в его памяти просто в виде “настроения дня”.

И поскольку полотна висят в спальне далеко не один день, они могут стать настроением всей жизни. Значит, в спальне следует держать вещи абсолютно не гнетущие — цветы, пейзажи… Не нужно грузить себя какой-то излишней информацией, повесив над кроватью, скажем, художественное произведение с историческим сюжетом… Лучше, если это будет просто мимолетный восторг, например утренний рассвет на берегу моря, то есть совершенно легкий пейзаж. В то же время полотно, предназначенное для спальни, должно обладать высокой степенью проработанности деталей, чтобы ее можно было долго рассматривать. Подолгу любоваться красивой картиной полезно не только утром, но и вечером, перед сном. Красота успокаивает.

— В одних салонах опытные профессионалы, занимающиеся продажей картин, предлагают их без рам. Но, имея хорошо налаженную связь с багетными мастерскими, могут тут же подобрать любую. В других салонах, где полотна продают только в тех рамах, в которых они были сданы, некоторые покупатели (обычно не имеющие достаточного опыта) пытаются выбрать одновременно и картину, и раму. При этом плохая рама иной раз становится причиной несостоявшейся покупки. Что вы думаете по этому поводу? Как надо относиться к раме и как надо выбирать картину?

— Надо выбирать то полотно, которое тебе по сердцу. Ведь никто не покупает книгу из-за красивой обложки. Функция рамы — соединить с интерьером и обстановкой картину, которая не сочетается с цветом обоев или со стилем мебели. Рама, как одежда, она очень индивидуальна, должна одновременно и подчеркнуть достоинства полотна, и в то же время гармонично и деликатно вписаться в общий стиль интерьера. Даже если картину написали буквально вчера, но висеть ей предстоит над антикварным комодом, раму необходимо подобрать в стиле той эпохи, из которой “родом” мебель. Но в то же время рама не может доминировать, потому что картина всегда важнее. И если вы все-таки забыли об этом, рано или поздно ваши чувства напомнят о главном. Картина всегда и всего важнее.

А если пойти по другому пути — подбирать полотно под цвет обоев, то можно впасть в опасную крайность: всегда привычно выбирать для комнаты просто красивое, модное, но пустое по содержанию живописное пятно. Но это будет уже не картина, а всего лишь декоративный элемент для вашего интерьера. Поэтому всем новичкам надо четко усвоить, что рама — всего лишь обрамление (хотя, возможно, и дорогостоящее), которое связывает художественное произведение с интерьером, с твоей средой обитания, не более того. Главное — картина. Жить-то приходится с живописью, а не с рамой!

— Вот вы сказали: живопись надо выбирать и оценивать сердцем. Это очень верно. Но как это следует делать? Какому впечатлению надо доверять — первому, второму, последнему?

— Когда я был студентом Суриковского института, все преподаватели учили меня верить только первому впечатлению — оно самое верное. Другое дело, как вы сами относитесь к этому впечатлению. Увидев яркую и броскую работу на выставке, мы ее сразу запоминаем, так как она нас поражает, удивляет. Но то же полотно, если его повесить у себя дома, может надоесть гораздо быстрее, чем какой-нибудь серый, неброский пейзаж. Картины, они, как женщины: влюбляются все в очень красивых, а женятся на обычных и простых…

— А какая живопись, по-вашему, подойдет для детской комнаты?

— Хорошая. Ни в коем случае не надо вешать мультяшные, компьютерные рисунки. Дети вполне способны воспринимать серьезную живопись. Основы эстетического воспитания закладывают в раннем возрасте: что было в детстве, то будет и в зрелости.

В детстве у меня над столом висела очень хорошая репродукция “Инфанты” Веласкеса. Календари у нас в доме тоже были только с репродукциями классиков: Рубенса, Брейгеля, Рембрандта и других мастеров. Классика воспитывает хороший вкус с детства. Это важно. Вообще, наверно, каждому человеку все самое главное в жизни дают в детстве, в семье. Так давайте же будем дарить нашим детям лучшее.

Павел САПУНОВ

Обустройство&Ремонт

myHouse.ru »

Темы: #картины #полотна #живопись #комнаты #должна #полотен #рама #акварели #картина #каждой #спальне #полотно #время

2011-3-16 15:58

Источник: myHouse.ru

картины полотна → Результатов: 5 / картины полотна - фото