Да, это символы.
Помните фильм «Приключения Принца Флоризеля»? Предложенный к опознанию портрет Председателя вызвал шок у присутствующих и знающих его людей. Он был мгновенно узнан, хотя на портрете не было ни одной линии, формирующей контур лица, тела или, в крайнем случае, позы. То, что называлось портретом, – холст с абстракцией, где имел место быть темно-светлый ритм – клетка. Слово «клетчатый» служило Председателю вторым именем. Для окружающих же оно явилось символом, благодаря которому произошла идентификация именно той, а не иной личности. Этот символ и породил поток чувств, эмоций и переживаний. И неудивительно. Ведь если верить ученым, то больше половины наших впечатлений зависят от того, во что человек одет, еще часть приходится на манеры, тембр голоса, жесты и обаяние, и ничтожно малая доля отведена тому, что человек говорит. Таким образом, самый лучший способ быть услышанным – это подобрать себе одежду определенной цветовой гаммы, фактуры ткани, покроя и, тем самым, вызвать у окружающих необходимые вам эмоции. А можно пойти еще дальше – попытаться «говорить» посредством пространства внутри вашего жилища, места работы (отдыха).
Именно этому и посвящают себя дизайнеры интерьера. При этом одни пользуются языком высшей математики и геометрии, другие растворяются в дебрях фрейдовского Бессознательного, а третьи «делают инъекцию» чувственности самым обычным предметам из вашей обстановки.
Внутреннее пространство обладает потенциальной возможностью ненавязчиво затрагивать самые чувствительные нотки человеческой души и расставлять «бемоли» и «диезы» по своему усмотрению. Одна только величина помещения заставляет вас почувствовать себя либо песчинкой в пустыне, либо Гулливером в Стране лилипутов.
Плоды интерьерных поисков могут явиться в форме «минималистского» лозунга: «меньше значит больше», либо «замаскироваться» под стремящийся «назад к природе» модерн. Сущность интерьера может быть продемонстрирована в стиле рококо, который, по мнению французского писателя Ж.-К. Гюисманса, идеально подходит людям утонченным, возбудимым и быстро утомляющимся. Возможно также глубокое интерьерное погружение в строгое пуританство екатерининских времен, либо воплощение в столь излюбленной русской аристократией – эклектической форме, где сплелись воедино всевозможные стили Востока и Запада, античности и современности.
Кстати, об эпохах: история убранства жилого интерьера прослеживается на протяжении двадцати веков, но не всегда пространство внутри дома было доступно взгляду со стороны. Например, интерьер древних римских жилищ предстал всеобщему взору только в результате раскопок Помпеи и Геркуланума, присыпанных пеплом грозного Везувия.
Итак, искусство интерьера имеет дело с вещами. А что, в таком случае, представляет собой вещь? Философ Хайдеггер в своей работе «Вещь» приводил интересный пример с чашей, которая, как он полагал, не просто кусок глины, сформированный руками гончара. Если вы подаете в чаше вино, а в нем заключены питательные силы Земли и Солнца, то один его глоток – подарок для смертного, пожертвованный богами. То есть в сущности чаши соединяются Земля, Небо, Солнце, Божественное и Смертное. Это все превращает ее в глубоко индивидуальный символ.
Когда выше описанное понимание вещи утрачивается, она превращается в предмет, к которому относятся поверхностно и утилитарно.
Что касается современных дизайнеров, то многие из них успешно избегают перевеса в пользу утилитарности и мастерски соединяют конструктивизм и функциональные возможности предметов с художественной ценностью вещей. Таким образом, «философский камень» дизайнеров, независимо от семантики стиля, должен вскрывать сущности вещей и наделять их способностью удачно складываться в калейдоскопе эстетических категорий, создавая тем самым некую новую ментальность внутреннего пространства.
Интерьерная многоликость связана и с таким явлением, как мода. Если раньше вещи призваны были служить нескольким поколениям, то сейчас, подчиняясь современным темпам жизни, они вынуждены доказывать свое право на существование, покорять своей новизной, неординарностью, оправдывать, а порою, превосходить ожидания своих хозяев. Несомненно, что заявляющие о себе модные веяния, влияют на традиции мира интерьера. Однако, справедливости ради, заметим, что интерьерные аппетиты в смене тенденций все же более умеренны в сравнении с капризнейшей fashion.
Интерьер – это не только мода, но еще и комфорт. Поэтому, как бы шикарно не смотрелись интерьеры с красочных картинок журналов, необходимо считаться со своим «Я» и относиться к его желаниям и капризам всерьез. Не слышали звучание фонтанов в садах Хенералифе в Гранаде? Они звенят, поют, всхлипывают, бормочут, шепчут, смеются. Эта «игра воды» есть своеобразный символ, выросший из поэзии знаменитого испанца Антонио Мачадо, символ нашего внутреннего голоса. Вот к этому самому голосу и необходимо апеллировать при выборе интерьера, ибо наивысшая ценность интерьера – это выражение индивидуальности в форме творчества по законам красоты. По сути, сюжет интерьера развивается вокруг вашего «Я». А, значит, интерьер можно сравнить с кожей, которая (какой бы она не была по счету!) у каждого СВОЯ...Следовательно, строить свое пространство нужно по своим собственным законам, черпая при этом вдохновение из единого для всех и неиссякаемого источника вечной ГАРМОНИИ.
Сергей Алёшин,
шеф-дизайнер лаборатории
экспериментальной мебели
«Алёшин-Студия».
Источник: www.mebel-pro.com
myHouse.ru »2011-3-16 22:14