Они появляются в Китае в VII веке, перебираются в Японию в веке VIII, где надолго остаются одним из главных украшений дома и основной живописью в силу особенностей японской архитектуры: эфемерные стены, раздвижные перегородки и, конечно же, ширмы в виде рам, затянутых шелком, а позднее бумагой. Они попадают в Европу в XVII веке, вместе с модой на все китайское. Черные, лаковые, страшно дорогие. Кстати, для тех, кто не знает: лаковая техника – “насиджи” (кожа груши) – это помещение кусочков золотой фольги в массив лака на различной глубине, на поверхности может быть до тридцати слоев лака (вязкого покрытия из смолы сумаха), а вся работа занимает очень много времени. В то время в европейских дворцах доживали свой век их родственники – роскошные гобелены и манерные каминные экраны, сделавшие немало для создания традиционного европейского интерьера. Но лакированное дерево смогло прижиться в чуждой для себя обстановке.
Китайские ширмы делались и из так называемой “стеновой бумаги”, которая была диковинкой в Европе XVIII века. А в XIX веке им на смену, в интерьеры “арт нуво” пришли японские ширмы, выполненные в той же лаковой или живописной технике, хотя и с другим, более напряженным рисунком. Ширмы могли состоять из бесчисленного количества створок, но самые распространенные – восьми- и шестистворчатые. Если вы встретите старинную ширму, внимательно присмотритесь к ее условному и полному значения рисунку: вы откроете для себя бездны человеческой мысли и фантазии! Вот несколько общих законов, которые помогают воспринять рисунки на ширмах:
- росписи размещались на уровне глаз, а люди тогда сидели на полу – значит, и вам созерцать лучше всего из этой позы;
- в отличие от изображений на свитках, гобеленах, пологах и шторах, рисунки на ширмах имеют горизонтальную направленность и переходят со створки на створку;
- сюжет росписи следует считывать справа налево;
- рисунок может быть выполнен под углом от 30 до 54о: для передачи особенно драматичных моментов японские художники сильно “наклоняли” декорации;
- обязательно загляните за ширму: скорее всего, ее обратную сторону украшает совершенно иной рисунок;
- в своем родном интерьере ширмы воспринимаются иначе: нет кричащих красок, и золото не сияет, а мерцает, так как свет в японском доме отраженный, рассеянный – из-за большого выноса крыши, предохраняющей деревянную конструкцию и бумажные стены от дождя и прямых солнечных лучей.
По сути своей ширма всегда была связана с любовным флиртом, секретами переодеваний и вообще с жизнью женщины. В древней Японии дама не имела права обходиться без закрывающей ее ширмы под названием “ките”. Благодаря сложной системе социальных запретов ширма получала сильнейший эмоциональный заряд. В книгах японской писательницы Сэй-Сенагон (перечти «Записки у изголовья») ширма – единственный свидетель тайных встреч и ночных любовных свиданий. За легким стуком бамбуковой шторы всегда ожидается появление любимого, за высокой ширмой всегда прячется долгожданный гость.
Современные ширмы, изредка выпускаемые известными мебельными фирмами, несут в себе тот же оттенок двусмысленности: вроде бы загораживают, но и приглашают подглядеть. В наше время обнаженная натура не интересна, так же как не интересна непроницаемая завеса. “Цепляет” на секунду открывшееся тело, случайная встреча, мимолетное, незнакомое, ускользающее. Эффект мерцания хорошо известен дизайнерам интерьеров. Поэтому они создают ширмы из алюминия с узкими прорезями, перфорацией или вырезанными силуэтами. Ширмы из кевларовой сетки – высокотехнологичного материала, используемого в космической индустрии. А когда используется плотный шелк или бумага, то эти материалы натягиваются на ажурный металлический каркас, и вам, на самом деле, все равно видно то, что происходит за ширмой (или вам так кажется).
Источник: www.1000-m.ru
myHouse.ru »2011-3-16 21:35