– Владимир, что же общего могут иметь флористика и спорт?
– Это прозвучит довольно неожиданно, но флористика – это своего рода спорт. Чемпионаты по флористике во многом похожи на соревнования танцоров: есть четкие каноны и регламент, буквально каждое движение должно быть выверено, иначе теряешь драгоценное время, а значит – баллы. А по накалу страстей они напоминают хоккейные матчи – флаги, крики с трибун и, соответственно, адреналина выделяется ничуть не меньше. Флористика – динамичный вид спорта: нужно иметь хорошую реакцию, много чего успевать и отслеживать.
– Как бы там ни было со спортом, а с модой флористика определенно имеет много общего. Существует ли собственно флористическая мода?
– Разумеется. Каждый сезон появляется определенный тренд, который обычно задают голландцы. Сложность в том, что здесь нужно быть одновременно и модным, и новым. Поветрие дня сегодняшнего – японские мотивы. От повсеместного увлечения суши-барами мы переходим к японской тематике во флористике. Еще в 80-е годы прошлого века мастера икебаны заинтересовались флористикой, и наоборот. А разница между флористикой и икебаной по сути лишь в материалах и некоторых приемах. Вообще, икебана соотносится с определенным сезоном и предназначена для того, чтобы гости и хозяева дома могли завязать разговор, перейдя от икебаны к погоде, а затем непосредственно к делам. Эти традиции отчасти находят отражение в современной флористике.
– Каковы тенденции сегодняшнего дня?
– Кардинально ничего не изменилось: цветы остались цветами. Раньше все тенденции объяснялись сезонностью: сирень – весной, ирисы – летом, хризантемы – осенью. Сегодня же сезонности, как таковой, нет; при современном уровне развития промышленных технологий можно получить любые цветы в любое время года. Например, ландыши – в октябре или ноябре, не говоря уже о том, что под Новый год, – это довольно традиционный вариант. Поэтому в букетах появляются лишь нюансы, характерные для осенней аранжировки. Так, в осеннем букете должны присутствовать ягоды, плоды, ветки шиповника, боярышника, снежноягодника, барбариса, различные природные материалы. Они создают образ осени. Хорошо смотрятся в букете маленькие китайские яблоки. Единственная условие – они должны быть зелеными, так как вызревшие яблоки выделяют ацетилен, способный ускорить увядание цветов.
– А что можно сказать о цветовой гамме?
– Цветовая гамма осени традиционно охристая. Поэтому актуальны зеленые, желтые и красные листья клена – они оттеняют цветы. А собрать их можно прямо в парке (именно так мы и поступаем). Причем, особенность профессиональной флористики заключается и в том, что осенью, в отличие от весны и лета, листья могут быть художественно изъеденными гусеницами или подмороженными. Это допустимо даже на конкурсе. Важно естественное состояние материала, оно придает определенный шарм аранжировке. Осенние аранжировки наиболее интересны – на цветочном аукционе можно найти самые разнообразные дополнения к букету: и цветки физалиса, и яблоки, и полевые травы…
– Вы упомянули, что ландыши под Новый год – традиционный вариант…
– В России традиционно выращивали ландыши и сирень под Рождество. Была создана целая индустрия: ландыши выращивали в теплицах в специальных ландышевых горшках (в виде кувшина с дырочками), сирень – в кадках. Причем купить эти «несезонные» цветы можно было года до 1978-го. Думаю, нам предстоит возродить эту традицию.
– Какой цветок можно назвать цветком сезона?
– В последнее время таким цветком стала гвоздика. По прошествии многих лет она вновь вошла в моду. Сегодня широко используются гвоздики самых разнообразных оттенков, эти цветы интересно смотрятся и в «разобранном» виде – когда в композиции используются отдельные лепестки. Что касается других цветов, то не первый год держится тенденция к использованию зеленой гаммы – зеленые розы, гвоздики, гладиолусы. А сочетание белых и зеленых цветов и вовсе вне времени и моды.
– Существует стереотип – букет должен быть огромным, желательно из роз, обильно украшенным, упакованным в слои цветной бумаги и т. п. Готовы ли клиенты воспринимать эдакую природную наивность и незатейливость букетов?
– Букет, созданный со вкусом и здравым смыслом, всегда будет интересен. В России люди очень восприимчивы ко всему новому и остро чувствуют красоту. У нас клиенты – одни из самых взыскательных, даже по сравнению с искушенными европейцами. Наряду с традиционными цветами сегодня популярны в аранжировках листья папоротника, дуба, декоративной капусты, бадан, ветки рябины и ягоды калины, шиповник, сено. Их использование уже ни у кого не вызывает удивление. Наоборот, даже зная, что кленовые листья собраны в ближайшем парке, люди заказывают букеты с ними. Со вкусом в России все хорошо.
– Что можно сказать об оформлении цветами интерьера?
– Флористическая мода задает единые тенденции, и в интерьере используются аналогичные приемы. Можно украсить интерьер композициями с тем же набором цветов, веток, ягод и трав, сделать бусы из шиповника. Осенью традиционно становятся актуальными сухоцветы.
– А балконное озеленение? Есть ли какие-то способы сделать балкон осенью красивым, оформленным цветами в духе сезона и модных тенденций?
– К сожалению, при наших климатических условиях ничего действительно впечатляющего предложить в это время уже нельзя. Цветы скоро отцветут, и нам всем придется ждать следующего лета.
– Ваш сын Александр знаменит своими необыкновенными свадебными букетами. Есть ли какая-то мода в этой области?
– Мода есть, но она довольно консервативна. Если в мире для составления свадебных букетов используются практически любые цветы всех мыслимых оттенков, то в России (а также в Италии и Греции) популярна исключительно бело-розовая палитра. В остальном же все зависит от предпочтений невесты. Александр делает букеты из самых нетрадиционных и удивительных цветов.
– Как обстоят дела с флористикой в Санкт-Петербурге?
– Северная столица у нас культурная, но лидер по части флористики – все же Москва. Дальше идут Омск и Красноярск, затем столица алмазов – город Мирный и лишь потом Санкт-Петербург. Возвращаясь к спортивной теме: флористика, как и хоккей, бывает профессиональная и любительская. Профессиональная у нас развита значительно хуже, чем любительская, которая процветает и преобладает. Это принципиально разные направления. В любительской каждый волен самовыражаться, как хочет. Профессиональное направление подразумевает определенные каноны, технику, работу в магазине – букет от профессионала не может завянуть раньше, чем через трое суток. Петербургских профессиональных флористов можно пересчитать по пальцам. На международных конкурсах наш город представляет Александр.
– В России цветы по большей части покупают в подарок, тогда как в Европе их чаще всего приобретают просто для украшения дома. Когда в России будут покупать цветы домой?
– Да, в Европе существует традиция покупать по пятницам цветы для украшения дома. Мы надеемся и в Петербурге положить ей начало. После реконструкции нашей студии совместно с иностранными коллегами мы намерены проводить акцию «Цветы по пятницам». Рассчитываем, что это нововведение будет иметь успех.
Катя ФРИСБИ
myHouse.ru »2011-3-16 16:09