На дачном участке костюмом является сад. Без него дом – гол, насколько бы совершенным он ни был. Но не каждый сад – мундир. Не каждый сад смокинг или камзол. Есть сады – тулупы, сады-рубища и сады – набедренные повязки. И повсюду, повсюду вопиющие несоответствия садов домам. Куда ни глянь – то генерал в рубище с аксельбантами, то сантехник в камзоле.
Философия садоводства. Этот термин кажется надуманным. О какой философии может идти речь применительно к такому утилитарному занятию?! Сажай себе да ухаживай. Почитывай книжки, полистывай журналы, твори согласно со своими знаниями и умением – все будет хорошо!
Но я хочу, чтоб хорошо было всегда. И с каждым годом все лучше и лучше. Готов на жертвы и затраты, но не желаю становиться в зависимость от своего творения, как и не желаю ставить его в зависимость от себя.
Вот с этой осознанной необходимости и начинается философия… Для начала важно понять, что в саду изменчиво, что неизменно. Что предсказуемо, а что нет. Обратимо, необратимо и неотвратимо. Как это сделать?
У каждого свой способ. Кто сутками лежит в траве, впитывая небеса. Кто – жжет костер, слушая Моцарта. Ну а кто просто валяет дурака, читая стихи соседской собаке. И вдруг – чудо! Параллельные линии мыслей и чувств пересекаются. И как никогда ясно возникает фантом желанного мира, в котором взрослеть интересно, а стареть уютно…
Перевожу с поэтического на русский: любой настоящий сад начинается с концепции. «Бабушкин сад», «Нагорная дубрава», «Привокзальный сквер» – комфортная среда требует названия. Пусть оно будет звучать вычурно или слащаво, например «Сад вздохов», – его никто никогда не услышит, разве только почувствует. Но оно необходимо! Потому как позволит соединить воспоминания и мечты в нечто, живое и самодостаточное. Воистину: назвать – родить.
Вот теперь можно приступать к проектированию, к рисованию кружочков и звездочек на ватмане и к установке кольев на газоне. Увлекательное, доложу я вам, занятие!
Конечно, есть некие каноны распределения будущих объектов в пространстве. Например, нельзя в пейзажной группе сажать несколько деревьев на одной линии или нельзя хвойные породы чередовать с быстрорастущими лиственными. Если сравнить садовый дизайн с поэзией, то это всего-навсего грамотность, умение читать и писать. Но поэту, как и садоводу, этого, конечно, мало. Им необходимо уметь создавать гармонично-ритмичные произведения. Здесь, кроме грамотности, нужно обладать некоторым опытом и логическим мышлением. Но, впрочем, достаточно. Нет?
Талант? Ах, да, талант!.. Но ему научить невозможно. Им возможно только заболеть. Вам это нужно? Ведь болезнь, пусть даже самая приятная, – все равно болезнь. Лучше всего ограничиться обыкновенным вдохновением. Оно как ОРЗ: неделя терзаний и – все.
Философия садоводства. Что же это все-таки такое? Это проецирование разных сторон человеческой жизни на жизнь растительную в рамках отдельно взятого участка. Вообще философия – наука не утилитарная, но каждый может найти в ней много полезного для своей деятельности. В том числе и мы, садоводы-садовладельцы.
Лично я, пофилософствовав в течение нескольких десятков лет, посажав сады себе и другим, пришел к парадоксальному выводу: на участке сад первичен, а дом – вторичен. То есть, по большому счету, сад должен сажаться до постройки дома. Понимаю, что это невозможно, но, если разобраться, мы живем в мире необходимых невозможностей. Играем роли в пьесе Матушки-природы сообразно своим костюмам.
Философствуйте, господа, философствуйте. Хуже не будет.
МИХАИЛ ДИЕВ
myHouse.ru »2011-3-16 16:12