Соттсасс ведет активный поиск новых способов формообразования. Он отказывается и от стиля "классического" дизайна, и от схем функционализма. Он вырабатывает свой проектный стиль, свою идеологию.
В 1962 году Соттсасс опубликовал в "Домусе" статью "Дизайн". Основная идея этой статьи - дизайн имеет дело не с функцией и рациональностью вещи, а со средой, с культурной атмосферой, в которую погружен объект. Вещь воспринимается как магический объект, но не как орудие для выполнения функции. Отсюда - "медитативный дизайн", спонтанность, авторский жест - проектный стиль Соттсасса.
К началу 60-х Соттсасс завоевывает широкую популярность в среде альтернативного дизайна. Но одновременно Соттсасс зарабатывает репутацию "серьезного" промышленного дизайнера - своими проектами для фирмы "Оливетти" (электронно-вычислительная система "Элеа-9003", электрические пишущие машинки "Праксис-48" и "Текне-3").
А в альтернативном ключе он создает серии монументальной керамики и мебель для фирмы "Польтронова". "Менгир", "Зиккурат", "Ступа" - одни только названия этой мебели вызывают в памяти образы архаических ритуалов.
Двойственность Соттсасса стала главным источником мифов о нем. Сочетание бунтарства и профессионализма, увлечение мистикой и гиперфункциональность проектов. К концу 60-х он становится чем-то вроде Учителя и Пророка для бунтующей дизайнерской молодежи.
Его двойственность - это источник творческой свободы, между полярными знаками профессионала промышленного дизайна и лидера альтернативной проектной культуры тянутся многочисленные переплетенные ниточки взаимосвязей. В 1969 году Соттсасс спроектировал для "Оливетти" портативную пишущую машинку "Валентина".
Технически сложное изделие было поставлено в один ряд с простыми предметами быта - сумкой, одеждой, безделушкой. Машинка изготавливалась из яркой красной дешевой пластмассы в сочетании с активно-желтыми бобинами - и из орудия труда превратилась в инструмент для творчества. В технический промышленный объект внедрился стиль поп-культуры. В это же время в своих концептуальных альтернативных проектах Соттсас начинает использовать принцип "нейтрального" дизайна, естественного для промышленных объектов, где первична функция.
В 1972 году Соттсас спроектировал футуристическое "Контейнерное жилище" - комбинаторная система многофункциональных модулей из пластмассы. А для "Оливетти" он создает системы конторского оборудования. Проектируется единая офисная среда, включающая мебель, технику, канцелярские мелочи и даже архитектурные детали планировки.
Двойственность Соттсасса сказалась даже в названии группы "Мемфис", созданной им в 1981 году и объединившей молодых дизайнеров. Мемфис - древний и магический город жрецов в Египте и "Мемфис" - название современного блюза.
80-е прошли под знаком "Мемфиса" - его стиль стал наиболее влиятельным в мировом дизайне. Можно воспринимать его как возрождение дадаизма - "дикость" цвета дадаистов вернулась и обогатилась парадоксальной смесью форм, фактур, материалов.
В начале 80-х Соттсас создал проектное бюро. Область деятельности бюро широчайшая - производственное оборудование для "Манделли", столовое серебро для "Алесси", керамическая плитка для "Чедит", оформление магазинов фирмы "Эспри"…
"Лишь вещи, как катализаторы мифа, обряда, ритуала позволяют мне ощутить реальность моей жизни, лишь с ними я могу жить и живу: это и китайская чайная чашка, и фотообъектив с его мистической точностью, и хирургический инструмент - не потому, что он функционален, а потому, что побеждает смерть, это американские автострады и конструкция ЭВМ, это дворцы японских императоров и арабские дворцы Испании - все это стимулирует мои жесты и мысли, объясняет прошлое и будущее. <…> Главная проблема, которая стоит перед дизайнером, - это выйти из порочного круга рационализма и найти иной путь, который помог бы воссоединить разорванные связи и восполнить утраченные звенья человеческой среды"
Елена Новицкая
2011-3-16 19:08