Вышивка не случайно оказалась в числе "запретов". Появившись на свет, когда первобытный человек взял в руки рыбную косточку или костяную иглу, чтобы украсить одежду из шкур, цветными камушками и перламутровыми ракушками, она всегда отражала личность того, кто ею занимался. Старинное искусство вышивки не раз переживавшее времена забвения и бурного расцвета, не погибло и на сей раз. Просто "ушло в подполье", чтобы вновь вернуться в третьем тысячелетии в дома, на подиумы, и на страницы модных журналов, которые, кстати, пророчат вышивке особую актуальность в грядущем сезоне.
Ту же точку зрения разделяет Ирина Эдуардовна Чижевская, директор "Фонда Возрождения Санкт-Петербурга", вдохновительница и создательница "Школы петербургской художественной вышивки".
- Мы живем в то счастливое время, - говорит она, - когда дом, наконец-то, стал носить индивидуальный характер.
Не секрет, что любые экономические и политические процессы в обществе отражаются на личности и, как следствие, на личном пространстве. Девяностые годы превратили дом в ярмарку тщеславия, где демонстрировался материальный достаток хозяина. Затем пришел интерес к интерьерам, имитирующим убранство дорогих гостиниц.
Теперь в почете чистота простых линий. Тут-то и наступает время вышивки, как одного из способов "очеловечить" современные, тяготеющие к лаконизму, интерьеры.
Простые формы, возможно, успокаивают, но довольно быстро приводят к эмоциональному истощению. Ведь дом - место, где человек расслабляется и развивается, живет и дышит, творит свой уникальный мир. А старинный обычай украшать жилище вышивкой, не вступая в противоречие с современностью, поможет подчеркнуть простоту форм или смягчить их, расставить акценты и соединить пространство в единое целое, именуемое "дом". Этому во многом будет способствовать и тот положительный энергетический заряд, что несет древнее искусство.
И касалось это самых личных вещей - нижнего и постельного белья, детских чепчиков, крестильных рубашек… За работой думы о любви, замужестве или рождении ребенка переплетались с шелковой нитью, сокровенные мечты ложились прихотливым изгибом узора - женщина "творила оберег".
- А вы знаете, - замечает Ирина Эдуардовна, - на выставках, люди не хотят от нас уходить. Подойдут на минутку и остаются, сами не понимая, почему им так хорошо. Вот попробуйте, подержите над ней руку, - расстилает передо мной полотно с вышитой картиной. - Чувствуете? От нее идет тепло.
Место для вышивки найдется и в офисах, например, в помещении для переговоров. Будет это картина на стене, обивка мягкой мебели или даже рамка для фотографии - присутствие рукотворного очарования вышитых вещей смягчит "деловую агрессию", проявится в более спокойном и дружелюбном общении.
- Вышивальщица - сразу расставляет точки над i Ирина Чижевская, - это не та, что просто умеет "копать" иголкой. Она должна быть подготовлена к творчеству, обладать вкусом, уметь подобрать цвета и оттенки. Это способ самопознания и самоопределения, тяжелый труд, который не иссушает, а наполняет. Вышивание учит мудрости, созерцательности, организованности - нельзя вышивать будучи злым, раздраженным или равнодушным. Обучение вышивке начинается с уроков рисования. Дмитрий Сергеевич Федоров, заместитель директора "Фонда Возрождения Санкт-Петербурга", с гордостью показывает рисунки пожилых женщин, которые до прихода в "Школу петербургской художественной вышивки" и не помышляли о рисовании. Люди, пришедшие "просто научиться вышивать", получают гораздо больше, чем навыки рукоделья.
Техника вышивки "крест" (именно "крест", а не "крестик"!) похожа на хорошую шахматную задачу - многообразием ходов и стройностью логики. А "гладь" - так это просто живопись с тончайшими переходами цветовых тонов. Есть техника, именуемая "роспись", по виду напоминающая черно-белую графику, и роскошная в своей утонченной красоте "белая гладь"… Всех не перечесть; у каждой свои нюансы, свои, если угодно, черты характера, склонности, темперамент.
- И вот, что особенно важно, - Дмитрий Сергеевич переворачивает вышитую скатерть на левую строну, победоносно глядя на меня. - Видите?
Вижу. Вернее, не вижу: ни узелков, ни переходов, ни стыков, где менялась нить. Изнаночная поверхность вышивки такая же ровная, как лицевая, разве только бледнее. Вот этому действительно надо учиться. И учатся. Молодые, пожилые, скучающие богатые дамы, мамы в декретном отпуске. Есть среди учениц скрипачка, есть и те, чье здоровье или семейные обстоятельства не позволяют работать на производстве.
В распоряжении учеников библиотека, гордость школы. Единственное в городе да, пожалуй, и в России собрание книг, полностью посвященных вышивке. Около двухсот томов: учебные пособия по техникам вышивания, авторские альбомы дизайнеров и художников, работающих с вышивкой.
"Школе петербургской художественной вышивки" около двух лет, подготовка же к ее созданию заняла более десяти лет упорного труда, сбора информации, поиска профессиональных мастеров, воссоздания сложных полузабытых технологий. И все это для того, чтобы возродить почти утраченные традиции петербургской светской вышивки, которая в свое время была возведена в ранг высокого искусства.
В Эрмитаже хранятся образцы вышивки петровских времен: удивительный симбиоз русского мастерства, европейских традиций и сложных техник. Позже, на рубеже XVIII-XIX веков, вышивка прочно заняла свое место в интерьере. Ковры, панно, обивка мебели, чей вышитый рисунок перекликался с орнаментом обоев, росписью потолков, декоративными элементами каминов, стали необычайно популярны. Вслед за ними появились и аксессуары: сумочки, бумажники, табакерки, кисеты, закладки для книг…
В дореволюционном Петербурге действовало более шестидесяти мастерских, которые были не только ремесленными цехами, но и художественными центрами. Многие известные живописцы делали рисунки и эскизы для мастеров вышивки.
Петербургская вышивка - особое явление. Это высокий стиль художественной светской вышивки, сформировавшийся под влиянием Европы и трансформированный благодаря особой творческой одухотворенности города. Изысканные сложные узоры, безупречный вкус и великолепное исполнение позволяют говорить уже не о рукоделии, но об искусстве, пусть и прикладном.
Знаменитые дома вышивки, процветающие в Европе, выявили новую тенденцию в решении самых изысканных интерьеров. Вышитые гобелены и диваны, ковры и панно не "украшают" интерьер, а "определяют" пространство вокруг "ее величества" вышивки. Она живет во дворцах и хижинах, наделенная удивительным свойством, в любом жилище создавать уют и очарование Дома.
Источник: Портал Housekeeping.kulichki.net
Фото shutterstock.com
myHouse.ru »2011-3-16 16:37