И вот мода на такое занятие добралась до нас. Но мы-то - не японцы. Тем более - не мать японского городового. Мы-то что получим от упорного созерцания малютки со всеми признаками старичка?
А вот что. Есть у нас великолепная книга - "Путешествия Гулливера". Всем известный капитан и хирург Лемюэль Гулливер совершил аж четыре необыкновенных путешествия, описанных в знаменитой книге Джонатана Свифта. Побывал и у лилипутов, и у великанов, и у "обезьянов" с лошадьми...
Однако спросите у любого: кому бы он дал кличку "Гулливер"? Сто человек из ста ответят, что, разумеется, гиганту. Гулливер у нас, как и Дядя Степа, стал синонимом баскетболиста, человека высокого роста, которому достать воробушка - буквально море по колено. При этом никто не любит вспоминать, что Гулливер в стране великанов сам оказался лилипутом. И в тех местностях даже великанский карлик причинял ему вред, пользуясь гигантской разницей в размерах.
Любим мы быть большими, чувствовать себя в безопасности, и раздавать милость или пинки исключительно по своей доброй воле! Силен, однако, инстинкт самосохранения.
А тут подоспел и праздник для инстинктов! Мастера восточной культуры оказались асами в создании таких искусств, как бонсаи, бон-сэки (объемные каменные микрокомпозиции), бон-кэй (микроландшафт), икебана и многих других. Все эти вещи, по их задумке, должны были продемонстрировать нам в миниатюре гармонию окружающего мира. Но мы, ухаживая за бонсаи-многолеткой, заодно ощущаем себя Гулливерами. Это ведь не гигантский дальневосточный лопух, под сенью которого ощущаешь себя Мальчиком-с-пальчиком. Бонсаи - это для нас вроде коровы-лилипуточки, завалявшейся в кармане Гулливера. Такое себе маленькое существо, которому тщательной заботы нужно ровно столько же, сколько и большому ее "близнецу". Плюс особое, квазибожественное (как бы божественное) наше покровительство.
Внимательно проследите за составом почвы в контейнере. Полив "бонсая" тоже должен быть специфическим. В зависимости от происхождения вашего питомца, вы должны будете учитывать все, вплоть до сезонов засухи и ливней. Устройте бонсаи эти сезоны. Подкормите малыша, чем бог послал, - но только тем, что пойдет ему на пользу! Обрезая ветви, не забудьте замазать древесину специальной замазкой. Вовремя меняйте проволочки, которые тянут и гнут растеньице в нужную вам сторону.
Чтобы сформировать экземпляр "по понятиям", все время помните о пропорциональном соотношении частей "корни - крона". Непременное условие мастеров бонсаи: деревце должно выглядеть совершенно естественно. А это возможно только при "натуральном" виде всех его частей, иначе создадите для себя Гуинплена от растительного мира. Франкенштейна! Равновесные пропорции всех частей необходимы растению еще и потому, что с их помощью устанавливается баланс в поступлении воды и минеральных веществ "туда", а органических веществ - "обратно". А если вы нарушите "туды-сюды", то ваш дружочек может и погибнуть. Поэтому при сильной обрезке ветвей или листьев, одновременно подрезайте еще и корни. И, наоборот, когда будете обрезать корни, соответствующим образом уберите надземную часть. Не поленитесь, узнайте у спецов, как формировать выступающие на поверхность корни (нэбари), как создать ствол и ветви (эдабари), как измельчать и располагать листья (хасе). Заодно заручитесь их поддержкой и помощью. Потому что вы сами заморитесь накладывать на корни лигатуры из мягкой проволоки в специальной оплетке, а потом размывать землю струей из шприца, снимать кусачками «шины», засыпать корешки и снова их обнажать струйкой воды для дальнейшего формирования. Или пытаться ПЕРЕВЕРШИНИВАТЬ ствол для пущей эстетики. А уравновешивать скелетные ветви первого, второго и третьего порядка? А, например, болезни и вредителей вы, не будучи агрономом, просто-напросто можете не заметить. И погубите плоды многолетних усилий.
Несгибаемую жизненную силу и гордое одиночество символизирует бонсаи в классическом стиле Теккан – одиночное дерево с мощным прямым стволом и равномерно направленными в разные стороны ветвями и корнями. Спокойствие и постоянство философски проповедует метлообразный стиль Хокидати, ветви и корни которого представляют два разнонаправленных «бритвенных помазка». Как сопротивляться всем ветрам, мудро согнув спину, продемонстрирует вам наклонный стиль Сякан. А мысль, что на обрыве, чтобы не «загреметь» вниз, нужно быть пластичным, как тряпочка, до вас доведет каскад Кэнгай: ствол свисает, вершина ниже основания ствола, ветви короткие, но зато - очень толстые и сочные!
Тем, кто уважает возвышенность и воздушность, по душе придется литературный стиль Бундзинги – ствол тонкий, изогнутый туда-сюда, наклоненный, и только несколько ветвей на вершине. М-да-а!
А есть еще такие диковинки, акк Нэагари, стиль дерева на ходулях – стоит бонсайка на корнях, как на ножках. Символизирует, между прочим, крепкую связь с землей. Аналогично, на камне сидит Сэкижежу – его длинные корни охватывают камешек и уходят в землю. Изображает живучесть и приспособляемость в любых условиях. Как раз для нас! Хорош в этом плане и «неистребимый и вездесущий» Иситцуки (дерево на скале) – растет в большом камне, а корни даже земли не достают. А он - растет!
Еще есть Сокан, Кабудати, Есэ-уэ (сдвоенный, многоствольный, лесной) – два и более деревьев растут из одного корня, разных размеров и линий. И много разных других стилей. Выбирайте!
А чтобы меньше морочить себе голову, найдите где-нибудь в природе дерево-патриарх, и посмотрите на него в "обратный" бинокль. Так должен, в итоге, выглядеть и ваш "бонсайка": могучий стволик, с искривленными непогодой и временем веточками, густыми листочками и мощными, выступающими из почвы корешками.
И еще: есть одно странное совпадение. Волею Джонатана Свифта Лемюэль Гулливер то и дело путешествовал по вымышленным странам и континентам. И только один раз он был в стране, которую можно найти на современной карте мира. Это ...Япония. Почему-то именно она (сфокусировавшись в бонсаи!) стала странным мостиком, соединившим искореженное пространство вымыслов Свифта и привычную нам реальность.
Автор: Анна Рафиенко - www.domosed.com.ua
myHouse.ru »2011-3-16 19:32