Аскетичная гармония ТАДАО ЭНДО

Аскетичная гармония ТАДАО ЭНДО

Первоначально считалось, что ничем не покрытый бетон выглядит грубо и не эстетично в частных интерьерах. Его серая необработанная поверхность, казалось, не давала такой широты использования, как штукатурка или дерево. Поэтому к бетону относились как к конструктивному элементу, заботливо декорируя его. А вместе с тем ему свойственны свобода в изготовлении любых форм, а также ресурсы экономии при индивидуальном проектировании. Подобные преимущества на фоне снижения рыночной стоимости этого материала привели к тому, что к концу 60-х гг. в Японии сложилась устойчивая тенденция строительства индивидуальных домов с использованием железобетона.

В этот период и началась творческая деятельность Тадао Эндо. Его имя становится широко известным после строительства частного дома Azuma Residence, за который Тадао Эндо получил в 1979 г. престижную премию Архитектурного института Японии. В планировочной структуре дома использован холл, открытый небу: элемент, который был вытеснен из традиционной японской архитектуры глобальным развитием массового жилищного строительства, превратившего дом в компактный ящик с окнами и дверями. Несмотря на ограниченную площадь участка (65 кв.м), в доме достигнута необходимая изолированность помещений, в нем много света при совершенно глухом фасаде, выходящем на типичную улицу плотной застройки.

harm1.jpgПоражала и редкая чистота формы помещений, где стены и потолки выполнены из открытого железобетона со следами опалубки и крепежных деталей. Экономия материалов и конструкций прослеживалась во всем: от простых дверей и лаконичного входного проема до отсутствия поручней на лестницах и плинтусов. Казалось, сделано все, чтобы создать в доме максимум света и воздуха.

Частные односемейные дома, построенные Тадао Эндо в 70 - 80-е гг., демонстрируют его новые удачные планировочные решения для жилищ, размещаемых на малых участках. Например, односемейный дом Twin Walls площадью 94 кв.м архитектор сумел вписать в участок площадью 32 кв.м, а четырехэтажный одноквартирный дом Katayma House (1979) общей площадью 232 кв.м поместился на 78 кв. м! В тот же период Эндо проектирует многоквартирные дома Rokko Housing-1 (1983) и Rokko Housing-2 (1985), а также ряд культурных центров - таких, как Raika (1986) и церковь в Кобе (1986). И, конечно же, особняки: среди них можно выделить Iwasa, Nata Residence (1982 - 1984) и дом Koshino House (1981), к которому в 1984 г. пристроили студию. Дом этот расположен на склоне холма, спускающегося к национальному парку, и представляет собой два параллельных вытянутых железобетонных куба, ориентированных на пологий фрагмент рельефа так, чтобы сохранить растущие на участке деревья. В планировке дома есть и подземный переход в парк. Холл расположен в верхней части двухэтажного куба на уровне верхней террасы, откуда можно попасть в спальни родителей либо в большую гостиную с открытой в нее кухней-столовой, а далее, по коридорам, выйти в студию и в зону детских спален. Студия выполнена в виде полукруга и спроектирована так, что сквозь щель в потолке солнце освещает противоположную стену. Все поверхности комнат сделаны из необработанного бетона с использованием опалубки в модуле 900 мм. На стыках пола и стен нет плинтусов, что подчеркивает четкую геометрию пространств. Светильники встроены в бетонные перекрытия. Кроме того, для освещения интерьеров использована наружная подсветка, сближающая атмосферу дневного и вечернего освещения.

harm3.jpgПо собственному утверждению Тадао Эндо, в проектировании он следует трем основным принципам. Первый - открытая демонстрация материала: бетон должен выглядеть как бетон, дерево как дерево, стекло как стекло - без окрашивания или декорирования их другими материалами (штукатуркой, пленкой и т.д.). Вторым принципом является использование четкого пространственного каркаса, помогающего гармонизировать размещение необходимых ограждений. Третий принцип - привнесение в искусственную среду естественной природы. Свет, воздух и вода имеют в доме свое, особое назначение и выполняют новые, важные для человеческого сознания функции. По мнению Тадао Эндо, архитектура жилья только тогда соответствует своему прямому назначению, когда архитектору удается объединить в единое целое материалы, геометрию и природу.

harm5.jpgСооружения Тадао Эндо всегда имеют элемент, который нарушает повторяющийся ритм: это или изогнутая плавным полукругом стена, или узкая щель в потолке, дающая неожиданную тень на вертикальной поверхности, или вырастающие прямо из стен неогражденные ступени.

Для Тадао Эндо архитектура не ограничивается лишь композиционными решениями или манипулированием формой. Он стремится преобразовать пространство в обитаемую среду, не конфликтующую с природным окружением. И единственным средством такой интерпретации может быть геометрия с ее ясной логикой соединения искусственной и естественной природы с помощью осей симметрии, ритма и пропорций.

Творчество Тадао Эндо не поддается копированию или тиражированию, а реализация его проектов невозможна в других странах в силу их органического единства с японскими ландшафтом и культурной средой. Но его смелая демонстрация естественных материалов, возврат к традиционным приемам проектирования, стремление показать, что современное, достойное человека жилище можно создать в любых условиях, заслуживают самого серьезного внимания и вдумчивого осмысления.

Владимир ДУРМАНОВ

По страницам журнала Дом&Интерьер

myHouse.ru »

Темы: #эндо #тадао #дом #dom-int #доме #дерево #строительства #topic3 #бетон #площадью

2011-3-16 21:46

Источник: myHouse.ru